П.А. Федотов. Вдовушка. 1850/2?

Самый ранний из вариантов композиции, отличающийся наибольшей поэтичностью. Художник превращает картину в многоплановый сюжетный рассказ о потерявшей любимого человека и оставшейся без средств к существованию молодой женщине, на которую внезапно обрушиваются житейские беды, грозящие нищетой и одиночеством.

В этой картине Федотов отказывается от прямого назидания, поучения, а стремится выразить сочувствие и сострадание. В картине нет события, действия, разворачивающегося во времени, нет открытого конфликта. Все это мыслится зрителем, представляется им как некий вывод из показанной сцены. Действие не происходит, а происходило. Перед нами его итог. Ситуация, запечатленная художником, настраивает на трагический лад, создавая впечатление безысходности и предстоящую гибель главной героини картины.