А.Г. Ухтомский. Вид Большого бассейна в Верхнем саду в Петергофе. 1801-1803

Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных. Она появилась в Западной Европе примерно в середине XV века первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной из тиражных техник благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII веку это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.

В России подлинное развитие гравюры на меди началось с конца XVII века. В русле петровских преобразований гравюра начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. Можно сказать, что XVIII век стал временем расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за короткий срок освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.

Укрепление этих позиций на рубеже XVIII - XIX веков и в последующие десятилетия во многом было связано с личностью И.-С. Клаубера (1754-1817), тонкого мастера и прекрасного педагога, приехавшего в Россию из Германии и возглавлявшего гравировальный класс Академии художеств с 1796 по 1817. Для школы Клаубера (С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В. и И.В. Ческие, Е.О. Скотников) характерны верность строгим традициям классической гравюры и высокое техническое мастерство.

Ярким доказательством успехов русской гравюры в начале XIX века стала большая серия видов императорских дворцов и парков в окрестностях Санкт-Петербурга.

Она создавалась по высочайшему заказу Павла I. Руководителем работ был назначен Сем. Ф. Щедрин (1745-1804), возглавлявший с 1776 пейзажный класс Академии художеств. Именно по его инициативе и по указу императора для выполнения этой серии в конце 1799 был создан специальный гравировально- ландшафтный класс. Сам Щедрин выбрал исполнителей гравюр из числа недавних выпускников гравировального класса Академии. Ими стали 5 мастеров: С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В.и И.В. Ческие и И.Д. Телегин. Наблюдение за гравированием осуществлял их учитель по Академии И.-С. Клаубер. Хронологически серия охватывает период с 1800 по 1813, при этом большая часть листов была издана с 1802 по 1807. Серия включает 23 листа. Оригиналами для 21 из них послужили живописные или акварельные пейзажи Сем. Ф. Щедрина. На них запечатлены виды Гатчины, Павловска, Петергофа, а также Каменного острова и Старой Деревни.

Прославленные дворцово-парковые ансамбли, окружающие Санкт-Петербург, основанный Петром I как новая российская столица в 1703, справедливо называют драгоценным ожерельем "Северной Пальмиры". Они расположены главным образом с южной его стороны на расстоянии 25-45 километров. Это Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум. Часть этих пригородных царских резиденций была создана еще в первой половине XVIII века при императоре Петре I и его приемниках.

Так, на берегу Финского залива уже к середине XVIII столетия сложился ансамбль Петергофских дворцов с их знаменитыми фонтанами и парками. Самая старая часть ансамбля расположена в приморском регулярном Нижнем парке. На гребне прибрежной гряды находится знаменитый Большой дворец, задний фасад которого выходит в Верхний сад с его изумительными прудами и фонтанами.

Верхний сад представляет собой типичный образец французского регулярного парка: он был разбит по всем правилам французского садового искусства XVIII века. Стиль регулярного парка был утрачен во второй половине XVIII века, когда в моду вошли английские пейзажные парки, и в Верхнем саду прекратили подстрижку деревьев и кустарников. За долгую историю вид Верхнего сада неоднократно менялся и обновлялся. Ныне ему возвращен неповторимый облик, которым он славился в XVIII веке. По площади он невелик: всего 15 гектаров. С трех сторон его вытянутый прямоугольник обнесен оградой, главный въезд находится напротив центральной части Большого дворца. Между коврами газонов расположены водные зеркала трех фонтанных бассейнов.

На гравюре А.Г. Ухтомского изображен центральный Большой бассейн, называемый также "Нептун". Название происходит от главной скульптурной группы, изображающей морского царя в короне с трезубцем в руке, символизирующим царскую власть. Его образ, созданный немецкими скульпторами XVII века, исполнен мощи и величия. Высокий пьедестал украшен изображениями морских чудовищ, нимф, морских коньков и дельфинов, выбрасывающих струи воды. Статуя "Нептуна", приобретенная императором Павлом I в немецком Нюрнберге за невероятно большую сумму, сменила в 1799 скульптурную группу "Нептунова телега", изображавшую морского царя на колеснице. Именно такой новый облик главного бассейна Верхнего сада запечатлен на созданной в самом начале XIX века гравюре Ухтомского. Именно этой статуей можно любоваться в Петергофе и в наши дни. На краю центрального бассейна возвышается бронзовая скульптура Аполлона Бельведерского. Она изображена на первом плане гравюры Ухтомского, откуда как бы одним взглядом охватывается все пространство центрального ансамбля Верхнего сада, замыкаемое в глубине Большим дворцом.

Гравюры описываемой серии выполнялись на медных досках резцом по офортной подготовке; в некоторых использовалась акватинта. Работа мастера над одной доской длилась от 1 до 2 лет. Отпечатки с готовых досок рассматривались Советом Академии художеств, который давал им оценку и назначал их продажную стоимость. Тираж каждого эстампа был не очень велик - до 100 экземпляров. Некоторые экземпляры, предназначенные для подарков, раскрашивались.

Эта видовая сюита, сыграла исключительную роль в дальнейшем развитии русской пейзажной гравюры. Следует отметить, что исходные работы Сем. Ф. Щедрина, призванные широко показать выдающиеся творения зодчих, были выдержаны в эстетике XVIII века. Утвердившийся к началу нового века классицизм требовал иной стилистической трактовки. В русской классической гравюре тех лет нет другого примера творчески более смелой переработки оригинала, столь удачного перевода на язык графики произведений другой изобразительной системы.

Справочная информация

Ухтомский Андрей Григорьевич (1771-1852) - гравер резцом, офортом, карандашной манерой, пунктиром. Сын священника. После окончания Ярославской семинарии и службы в Ярославском Сиротском суде, поступил в Академию художеств, где учился в 1795-1800 у И.-С. Клаубера. В 1799 определен в гравировально-ландшафтный класс. В 1800 получил звание художника. В 1808 избран академиком. С 1815 управлял академической Печатной палатой. В 1815-1817 преподавал в гравировальном классе Академии художеств. В 1817 назначен библиотекарем Академии. Награжден золотой медалью за изображение гравировальной машины (1821). Хранитель академического музея (1831-1850).

Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге - высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, а также высшая художественная школа. Учреждена в 1757 по проекту графа И. И. Шувалова (в домах которого первоначально располагалась) как "Академия трех знатнейших художеств", закрытое учебное заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Классы открылись в 1758, первый выпуск состоялся в 1762. По уставу 1764 преобразована в Императорскую Академию художеств - государственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь России, распределявшее официальные заказы и присуждавшее академические звания. При ней было открыто Воспитательное училище, в которое для художественной подготовки принимались дети 5-6-лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов: историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других, при выпуске исполняя произведение на заданную тему ("программу"). С 1767 награжденные золотой медалью выпускники направлялись совершенствоваться за границу как пенсионеры Академии. С 1770-х в Академии проводились художественные выставки. В 1802 при президенте А. С. Строганове устав Академии художеств дополнен новыми статьями, повысившими роль Академии во всех сферах художественной жизни. Расцвет Академии пришелся на 1-ю треть XIX века, период зрелого русского классицизма. Во 2-й половине XIX века Академия сохраняла свое значение как главная в России школа художественного образования. За 1758-1918 в ней получили образование около. 3800 живописцев, 990 скульпторов и 2150 архитекторов. Здание Академии, построенное в 1764-1788 по проектам архитекторов А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Вален-Деламота - выдающийся памятник архитектуры классицизма, один из архитектурных символов Санкт-Петербурга.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный, образцовый) - художественный стиль, ориентированный на формы античности, прежде всего, греческой классики, как на норму и образец. Для классицизма свойственно стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм. Для него характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических идеалов. Главная тема в искусстве классицизма - торжество общественного над личным, долга над чувством.

Классицизм не связан с какой-либо одной исторической эпохой или географическим регионом. Классицистические черты проявились и в искусстве эпохи Возрождения, и в искусстве Франции XVII века, и в большинстве стран в XVIII - XIX веках.

Аполлон - в древнегреческой мифологии бог солнечного света, часто отождествляемый с богом солнца Гелиосом. Другое имя - Феб. Один из двенадцати богов Олимпа, сын Зевса, покровитель всякой духовной деятельности, бог гармонии, мудрости и искусства. Символ светлого, разумного, гармонического начала в искусстве. Изображался в виде красивого, идеально сложенного обнаженного юноши. Типичный образ - Аполлон Бельведерский - эллинистическая статуя, найденная в Риме в XV веке. Она представляет бога в полный рост, с поднятой вверх рукой, как будто он только что выстрелил из лука. Хранится в Ватиканском музее в Риме. Это произведение оказало огромное влияние на многие поколения последующих художников.

Гравёр (от франц. graveur - от graver - вырезать) - мастер гравирования, то есть вырезания изображений на твердых материалах, а также мастер изготовления гравюры - художественной печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра высокой печати (ксилография или гравюра на дереве и линогравюра или гравюра на линолеуме), плоской печати (литография или гравюра на камне) и. глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности).

Глубокая (или углубленная) печать - это печать, при которой краска находится в углублениях печатной формы, а пробельные места выше (их перед печатью очищают). Печать осуществляется под большим давлением на специальном станке. Принцип изготовления печатной формы в глубокой печати заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность в виде углубленных линий, точек, других неровностей, способных удержать печатную краску. Гравюры глубокой печати разделяются на две группы: механические (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера, меццо-тинто или черная манера) и химические или травление (офорт и его разновидности - акватинта, лавис, мягкий лак, резерваж).

В резцовой гравюре изображение создается с помощью специальных резцов (штихелей) из комбинации параллельных и перекрещивающихся штрихов и точек, врезанных в толщу металла. Медная печатная форма, награвированная резцом, дает около 1000 полноценных оттисков.

Офорт (франц. eau-forte - "крепкая водка", азотная кислота) - название самой распространенной техники углубленной гравюры на металле, в которой подготовительный рисунок наносится процарапыванием на загрунтованную доску из меди латуни, цинка или стали, а углубление рисунка достигается путем травления доски кислотой. Временем травления обуславливается глубина и "сочность" штрихов при печати на бумаге. Техника офорта появилась на рубеже XV - XVI в.в., но своего расцвета достигла в XVII в. В отличие от штриховой гравюры на металле без травления (резец, сухая игла) позволяет более свободно компоновать линии будущей композиции. Тираж может достигать от нескольких сотен до 1 000 качественных оттисков. В более широком значении офортом называют все его разновидности, основанные на травлении (акватинту, лавис, мягкий лак, резерваж).

Акватинта (итал. acguatinta от acgua - вода и tinta - краска, цвет) - разновидность офорта, вид тоновой гравюры на металле, в которой печатная форма изготавливается путем травления через припаянную к ее поверхности канифольную пыль, затем удаляемую. В результате она приобретает зернистость, позволяющую, в отличие от штрихового офорта, передавать пятно различной силы тона и фактуры.

Оригинал (лат. originalis - первоначальный) - в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции. В отдельных случаях, например в печатной графике, оригиналом считается каждый отпечаток (оттиск), так как сама форма, с которой делаются оттиски, зрительно не выявляет задуманного автором художественного образа. Также для гравюры под оригиналом подразумевают то произведение, чаще всего живописное, которое воспроизводится в печатной форме и изготовленных с нее оттисках.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева