К.Е.Маковский. Египетский воин. 1874

Константин Егорович Маковский (1839-1915) родился в известной семье, каждый член которой был причастен к художественной жизни тех лет. Он был сыном известного московского любителя искусства, коллекционера, одного из основателей Училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского (1800-1886). Особая атмосфера увлечения искусством отразилась на всех поколениях семьи: три сына и дочь Егора Ивановича стали художниками. Константин и Владимир (1846-1920) достигли настоящей известности. Их мать, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (1800-1886), обладала прекрасным сопрано, часто выступала в концертах, давала уроки.

С детства окруженный атмосферой творчества и одаренный от природы, Константин стал блистательным живописцем. Этому способствовало и то, что годы учебы он провел сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у последователей К.П. Брюллова А.Н. Мокрицкого и С.К. Зарянко, а затем в натурном классе Академии художеств в Петербурге.

Константин Маковский начал свой творческий путь как художник-реалист демократического направления, будучи среди членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Впоследствии он достиг официального признания и академических званий. Зрелый стиль художника отличается эффектной виртуозной манерой. Его произведения пользуются большой популярностью и сегодня.

В 1874 году Константин Маковский совершил увлекательное путешествие в Египет вместе со своим младшим братом Николаем. После этой поездки братья создали целую серию пейзажей с видами Египта, жанровых сцен, действие которых разворачивается на улицах Каира, портретных этюдов с изображением египтян. Обаяние Востока было настолько притягательно, что Константин Маковский через год посетил Египет еще раз, после чего написал огромное полотно "Перенесение священного ковра в Каире" (1876, ГРМ), приобретенное императором Александром III. Увлеченный восточной экзотикой, он отразил свои египетские впечатления в многочисленных живописных произведениях, которые вошли в "золотую" коллекцию ориентализма.

Картина "Египетский воин" несет в себе черты жанровой живописи, мощно заявившей о себе в 1860-е годы, не утратившей своего первенствующего положения и спустя десятилетие. В некоторых источниках она имеет название "Абиссинец со щитом" и "Абиссинский воин". Этот факт неслучаен: костюм персонажа на полотне и детали вооружения очень схожи с абиссинским (эфиопским) военным облачением.

В пол-оборота влево изображен юноша-воин, принадлежащий к одной из африканских народностей, с копьем через правое плечо и щитом золотисто-желтого цвета, вероятно, обтянутым тисненой кожей, - в левой руке. На голове повязан белый платок, белое одеяние перехвачено по поясу и бедрам яркой красной тканью, поверх - кожаный ремень, к нему прикреплен короткий кинжал, рукоятка которого видна у левого бедра. Кожа юноши - темно-шоколадного цвета, на лице выделяются белки крупных глаз и белые зубы. Воин дан крупно, в центре холста. Общий тон картины характеризуется теплой гаммой. Образ человека, привлекающего внимание русского зрителя своей экзотичностью, построен на ярких контрастах: белый платок на голове и рубаха контрастируют с темным цветом рук и лица, усиливая звучание друг друга; сочными красками вспыхивают красная перевязь и золотой щит. Желто-голубой оттенок фона дает представление о природном окружении африканца, ассоциируясь с жаром пустыни.

Блистательный портретист, Маковский виртуозно схватывает детали внешней характеристики. Юноша очень молод. Его лицо еще не утратило милой округлости, присущей нежному возрасту. Он смотрит на зрителя спокойным и немного печальным взглядом выпуклых черных глаз. Покрасневшие белки, раздражение в уголках глаз, приоткрытый рот выдают некоторую усталость от зноя и походных лишений.

Работе присуща легкость и эффектность, мастерски передана фактура тканей и предметов, блики на темной коже воина и металле кинжала. Красочные мазки неразличимы, что позволяет говорить о лессировочном способе живописи. Четкая прописанность деталей, подчиненная общему замыслу, не нарушает впечатления жизненной правды. Свето-теневое решение произведения точно передает естественную освещенность, свойственную яркому солнечному дню. Это добавляет работе контрасты, моменты резких переходов от светлых тонов цвета к темным.

Картина Маковского демонстрирует яркий индивидуальный стиль, особую выразительность и огромное дарование автора.

Комментарии

Предметом изображения жанровой живописи является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Ориентализм - использование мотивов и стилистических приемов восточного искусства, а также истории, сюжетов восточного быта в культурах европейского типа. В эпоху великих географических открытий и колониальной экспансии ориентализм носил преимущественно сюжетный характер. Среди европейских художников, в творчестве которых прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж. О. Д. Энгра, О. Верне, Э. Делакруа, Ж.-Л. Жерома, Э. Фромантена, Ф. Зима, А. Марке, А. Матисса; из русских мастеров второй половины XIX века - В. В. Верещагина, К. Е. Маковского.

Реализм - направление в живописи, характеризующееся точной передачей форм окружающего мира. В наивной форме оно проявилось еще в памятниках крито-микенской эпохи. В новое время реализм - это исторически конкретная форма художественного сознания, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 1830-х гг. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в живописи XIX-XX вв. - О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков и другие.

Лессировочный метод или лессировка (от нем. lasierung) - тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший или полупросохший слой масляной живописи для обогащения колорита, изменения цветовых тонов в целях достижения единства и гармонии произведения. Такой метод был известен художникам издавна. Нидерландские живописцы братья Х. и Я. ван Эйки, накладывая краски лессировками, доводили живописную поверхность до глянцевого блеска.

Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) - российское объединение художников-реалистов, основанное в Санкт-Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. Товарищество развернуло просветительскую деятельность; с 1871 г. устроило 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и др. городах. Художники, входившие в это объединение, стали называться передвижниками. Они обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ 1843-1866, МУЖВЗ 1866-1918) - одно из ведущих художественных учебных заведений в дореволюционной России. История МУЖВЗ начинается в 1832 года, когда Е. И. Маковский, А. С. и В. С. Добровольские и А. С. Ястребилов организовали в Москве "Натурный класс" - творческий кружок, позволявший художникам совершенствоваться в живописи и рисунке. Вскоре кружок получил название "Художественный класс", а в 1843 г. был преобразован в Училище живописи и ваяния Московского художественного общества. С 1834 г. заведение располагалось на Большой Никитской, а после 1844 г. - в здании на Мясницкой улице. В 1865 г. к нему было присоединено Архитектурное училище при Московской дворцовой конторе, после чего заведение стало называться МУЖВЗ. Выпускники Училища фактически имели тот же статус, что и выпускники Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1896 г. МУЖВЗ было превращено в высшее учебное заведение с общеобразовательным и художественным отделениями. Курс обучения занимал 8 (для живописцев и скульпторов) и 10 (для архитекторов) лет. С 1915 г. МУЖВЗ находилось в ведении Министерства торговли и промышленности. В разное время в МУЖВЗ учились (и преподавали) такие известные мастера, как А.Е. Архипов, С.В. Иванов, К.А. Коровин, С.А. Коровин, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.А. Серов, А.М. Васнецов и многие другие. В 1918 г. училище было преобразовано во Вторые государственные свободные художественные мастерские, впоследствии эти Мастерские были реорганизованы в Московский художественный институт имени Сурикова и Московский архитектурный институт. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Академия художеств основана в Санкт-Петербурге в 1757г., с 1764г. получила статус Императорской академии художеств (ИАХ), высшее учебное художественное учреждение. Идея создания "Академии наук и художеств" в России впервые была высказана императором Петром I еще в конце 1690-х гг. "Академия трех знатнейших художеств", закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в царствование императрицы Елизаветы Петровны, по инициативе ученого М. В. Ломоносова и просветителя графа И. И. Шувалова. Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758г. подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758г., первый выпуск состоялся в 1762г. В 1764г. императрицей Екатериной II был утвержден устав и штаты академии. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление - ее возглавлял Совет профессоров и президент. В том же году по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788г. В 1764г. при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После девятилетнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - "программу". С 1767г. награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х гг. в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.

В 1802 г. при президенте А. С. Строганове устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях. В 1918г. академия была закрыта, часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. В 1933-1947гг. в бывших зданиях ИАХ располагалась Всероссийская академия художеств, преобразованная затем в Академию художеств СССР. Ныне в этих заданиях располагается музей, архив, библиотека и другие учреждения Санкт-Петербургской академии художеств. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия)

Африка - материк, второй по величине после Евразии. С запада омывается Атлантическим океаном, с севера - Средиземным морем, с северо-востока - Красным морем, с востока - Индийским океаном. Берега изрезаны слабо; наиболее крупный залив - Гвинейский, п-ов Сомали. В Африке расположены государства: Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, большая часть Египта, Конго (Заир), Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Конго, Кот-д'Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Свазиленд, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, ЮАР, а также территория Зап. Сахара, Сеута и Мелилья. На островах, относящихся к Африке, расположены государства: Коморские Острова, Маврикий, Мадагаскар, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские Острова, а также Реюньон, Святой Елены Остров. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Абиссиния - неофициальное название Эфиопии, употреблявшееся в прошлом и иногда встречающееся в современной зарубежной литературе.

Эфиопия - государство на северо-востоке Африки. Население составляют главным образом народы амхара (ок. 40% населения), оромо (св. 40%), тиграи и другие (более 100 народов). Официальный язык - амхарский. Большая часть верующих - мусульмане и христиане. Административно-территориальное деление: 14 провинций. Столица - Аддис-Абеба.

Египет (араб. Misr) - Арабская Республика Египет (Jumhuriyat Misr Al-'arabiyah), государство на северо-востоке Африки и на Синайском полуострове в Азии. Омывается с севера Средиземным морем, с востока - Красным. Граничит с Ливией, Суданом и Израилем. Столица Каир. Единственная река - Нил.

Египетские арабы, бедуины и берберы составляют 99% населения, остальные - греки, армяне и другие европейцы (преимущественно итальянцы и французы), а также нубийцы. 94% верующих - мусульмане-сунниты, коптские христиане и другие общины - 6%. Нубийцы - народ нило-сахарской группы - сохраняют клановую структуру общества. Кроме нескольких племен неарабского происхождения, пустыни Синая населяют кочевые племена - выходцы из Аравии. Южная часть Восточной пустыни заселена кочевыми племенами беджи. Жители Западной пустыни - потомки от браков арабского и берберского населения. Население оазисов Западной пустыни первоначально было берберским, однако имеются небольшие группы арабского, турецкого, суданского и даже негритянского происхождения. Со второй половины XIX в. европейцы, главным образом французы, итальянцы и англичане, играли значительную роль, составляя верхушку общества. Наибольшая численность наблюдалась в 1920-е гг. (200 тыс. чел.). После обретения независимости численность европейцев резко сократилась. Официальный язык - арабский, но французский и английский широко распространены. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия)

Пакалина Е. Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева