В.А. Фаворский. Барон в подвале. Иллюстрация к "Скупому рыцарю" А.С. Пушкина. ("Маленькие трагедии"). 1959-1961

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) - один из крупнейших отечественных художников XX века, творчество которого представляет собой большое и яркое явление. Оно очень многогранно. Художник известен как книжный иллюстратор и мастер станковой графики, как монументалист и театральный декоратор.

Книжные иллюстрации, исполненные в излюбленной автором технике ксилографии или гравюры на дереве, и в целом искусство оформления книги являются сердцевиной творчества Фаворского.

Будучи не только художником-практиком, но и художником-мыслителем, теоретиком в области изобразительного искусства, Фаворский развивал гравюру как высокое самостоятельное искусство, обладающее оригинальными приемами пластической выразительности. Что же касается оформления книги, то его он мыслил как единое художественное целое, в котором все, от обложки до самой незначительной детали, включая шрифт, которым набран текст, связано общим авторским замыслом и воплощением. По мнению Фаворского, "книга - это, с одной стороны, техническое приспособление для чтения литературного произведения, с другой стороны, она и есть пространственное изображение литературного произведения. В этом книга очень похожа на архитектуру". Это сходство проявляется в том, что "архитектурный памятник и книгу мы воспринимаем во времени". Так художник и строит свою Книгу как величественное здание.

Поэзия Пушкина всегда была для Фаворского олицетворением России. "Какое счастье, что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним приобщиться. Как же страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность". Художник обращался к пушкинским образам много раз, заняв в изобразительной "пушкиниане" одно из самых достойных мест. Когда Государственное издательство художественной литературы предложило Фаворскому выбрать литературное произведение, которое он бы хотел иллюстрировать, он назвал "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина.

"Маленькие трагедии", написанные как единый цикл, включают четыре пьесы: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдине. Цикл драматургических произведений был задуман Пушкиным после окончания работы над трагедией "Борис Годунов". В предполагаемом перечне, составленным самим поэтом, среди так и неосуществленных, присутствуют названия "Скупого", "Моцарта и Сальери", "Дон Жуана".

Иллюстрации В.А. Фаворского к "Маленьким трагедиям" были впервые показаны на московской выставке в 1960 году, заняв на ней одно из центральных мест. Отдельным изданием они были выпущены "Гослитиздатом" в 1961 году.

По словам Фаворского, ""Маленькие трагедии" - это кубок, наполненный страстями, "громокипящий кубок". Страсть - это необузданное желание. В некоторых вещах, как-то: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" - страсть старается себя возвысить и таким образом как бы облагородить себя целью и обстоятельствами".

"Скупой рыцарь" - первая из "Маленьких трагедий". В ней три сцены, из которых главная - монолог Барона в подвале замка. Это - триумф алчности, страсти, победившей все человеческое в этом человеке. Фаворский изображает единственную в этой композиции фигуру со спины. Она предстает зловещим костлявым силуэтом на фоне залитого светом свечей пространства под сводами подвала:

"…Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу…"

Как и в других иллюстрациях к "Маленьким трагедиям", художник добивается психологической выразительности жестов, огромной образной роли бытовых деталей. Жест поднятых и раскинутых в разные стороны рук Скупого охватывает и подчиняет себе все пространство. Он как дирижер, управляющий оркестром, составленным из раскрытых, выстроенных полукругом "верных" сундуков:

"…Я царствую!.. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!.."

В целом, художник достигает небывалой убедительности гравюрного изображения, делающей его классическим, неразрывно связанным в нашем восприятии с пушкинскими образами.

Иллюстрации к "Маленьким трагедиям" - последняя ксилографическая серия Фаворского.

Справочная информация

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) родился в Москве в семье юриста А.Е. Фаворского и художницы О.В. Шервуд. В 1903-1904 посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище, занимался в частной студии К. Юона. В 1906-1907 занимался в Мюнхене в частной Художественной школе профессора Ш. Холлоши. В 1907-1912 продолжил образование на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета. С 1911 начал участвовать в художественных выставках. Первые опыты в гравюре относятся к 1907-1908. Служил в армии, участник Первой мировой и гражданской войн. В 1921-1929 - профессор графического факультета Московского ВХУТЕМАСа, в 1923-1925 - его ректор. В 1926 - первая персональная выставка в Казани. В 1930-1934 - профессор Полиграфического института в Москве. В 1934-1938 - профессор Московского института изобразительных искусств. В годы Великой Отечественной войны жил с семьей в Самарканде. В 1943-1948 - профессор Московского института прикладного и декоративного искусства. В 1946 - персональная выставка в Москве. В 1956 присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1959 - звание народного художника РСФСР. В 1962 за иллюстрации к классическим произведениям русской литературы присуждена Ленинская премия. Тогда же избран действительным членом Академии художеств СССР. В том же году состоялась персональная выставка в Ленинграде в Русском музее, а также во Львове и Лондоне. В 1963 присвоено звание народного художника СССР. В 1964 состоялась персональная выставка в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Кроме гравюры и книжной иллюстрации работал как рисовальщик и акварелист, занимался театральным оформлением, монументально-декоративным искусством (мозаикой и фреской), росписью по фаянсу, скульптурой.

"Скупой рыцарь" - замысел трагедии возник у Пушкина еще во время его пребывания в Михайловском в 1826 году. В рукописях этого периода встречается краткая запись, имеющая явное отношение к "Скупому рыцарю": "Жид и сын. Граф". Затем "Скупой рыцарь" упоминается в списке драматических замыслов Пушкина, составленном, вероятно, в 1927 году. Рукопись "Скупого рыцаря" полностью написана в Болдине и датирована 23 октября 1830 года. Пушкин напечатал трагедию только в 1836 году в первом номере своего журнала "Современник" за подписью "Р". Пьеса была подготовлена к постановке на сцене Петербургского Александринского театра и объявлена на 1 февраля 1837 года. В связи со смертью поэта спектакль был перенесен на 2 февраля, а затем снят с постановки во избежание политической демонстрации со стороны публики.

Болдино. - родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии, которое поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834. В общей сложности Пушкин провел в Болдине не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Борис Годунов", "Медный всадник", последние главы романа "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Сказка о мертвой царевне", "Сказка о рыбаке и рыбке" , "Сказка о золотом петушке" и многое другое. Этот удивительный период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени".

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности) плоской печати (литография или гравюра на камне) и высокой печати.

Основными техниками высокой печати являются ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). Принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест.

Ксилография (от греч. xylon - дерево и grapho - пишу, черчу) - вид графики, гравюра на дереве или оттиск на бумаге с такой гравюры. Ксилография бывает двух видов: продольная (обрезная) - когда резец движется вдоль волокон продольной доски дерева, и поперечная (торцовая) - когда резец движется во всех направлениях по торцовому срезу дерева. Поперечная или торцовая- наиболее современная техника ксилографии, изобретенная английским художником Томасом Бьюиком в конце XVIII века. В современной ксилографии используются специальные породы дерева высокой твердости (груша, бук, самшит), что делает эту технику наилучшей в тиражировании миниатюрных изображений в книжной графике.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева