Фиксация исходных представлений детей.

Такой вид работы необходим при переходе к новому содержанию (до или после проблематизации, см.). Учителю нужно узнать, как себе представляют дети то, над чем они будут работать на уроках. Какие заблуждения, какой житейский опыт, какие псевдонаучные представления будут преобразовываться на занятиях?
Ученикам такая фиксация тоже необходима. Иногда, в случае радикального изменения взглядов в ходе работы над новым содержанием, имеет смысл после прохождения темы (раздела, всего модуля) снова обратить внимание учеников на зафиксированные исходные представления (просмотреть, выполнить сравнительный анализ исходных и конечных представлений и пр.). Это позволяет им оценивать прирост собственных знаний, задает мотивацию учения.
Поскольку ученики шестого класса (если они обучались в начальной школе не в системе образования Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) еще не умеют достаточно работать со схемами, то оформление детских высказываний в виде простой схемы и руководство процессом формулирования точных высказываний берет на себя учитель. (Пример такой работы, а также повторной работы с исходными детскими представлениями, смотрите фрагменты уроков – методических материалов для учителя).
Возвращение к этой схеме после работы над темой (разделом, по всему курсу) показывает учителю и ученикам, насколько исходные представления учеников подверглись преобразованию, не наслоился ли новый опыт просто "поверх" прежнего, позволяет поставить следующие проблемы для изучения.