Комментарий методиста  

И. В. Осипова к уроку

учителя русского языка

Е.В. Капустиной

 

 

 

Тема:  Особенности научного и публицистического стилей речи.

Цель урока:  Обобщить и углубить знания учащихся по стилистике, подготовить к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по развитию речи.

Основу урока составляет повторение и закрепление сведений о строении текста, его стилистических особенностях. Попутно осуществляется закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся.

 

Ход урока:

1. Повторение знаний о строении текста.

Учитель сообщает тему, цели  и  задачи урока. Учащимся предлагается задание, аналогичное уровню А из ЕГЭ по русскому языку. Необходимо расположить предложения так, чтобы получился связный текст. Они должны аргументировать свой выбор,  определить стиль созданного текста.

2. Словарно-лексическая работа.

Цель данного этапа – активизация словарного запаса учащихся на основе диктанта с общественно-политическими терминами, с которыми нужно составить осложнённые предложения. Учащиеся определяют, к какому стилю речи относится данная лексика.

3. Сравнительный лингвистический анализ текстов разных стилей.

Учащимся  предлагается сравнить два текста, объединенных общей темой, но различающихся по стилю. Цель данного этапа – повторить характерные черты  научного и публицистического стилей. Для этого анализируются особенности лексического, морфологического, синтаксического строя текста, его жанр, используемые средства выразительности. Учащимся розданы таблицы, где перечислены характерные особенности каждого стиля. Особое внимание уделяется нахождению языковых средств, присущих научному и публицистическому стилям.

4. Выводы по уроку, домашнее задание.

Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, написать сочинение-рассуждение в научном стиле речи о стилистической принадлежности текста:  I вариант – текст публицистического стиля речи, II  вариант – научного. В помощь ученикам  предлагается использовать таблицу из учебника.