А.П. ЛОСЕНКО. ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙ. 1773

Историческая картина “Прощание Гектора с Андромахой”, исполненная по заказу Екатерины II, стала последней работой А.П. Лосенко. Сюжетом для нее послужила древнегреческая поэма Гомера “Илиада”.

Гектор отправляется на битву за Трою. У ворот, ведущих из города, он встречает свою жену Андромаху с сыном на руках. Каждый из супругов пророчит будущую участь друг другу. Андромаха предчувствует гибель Гектора, Гектор предвидит ее судьбу пленницы. Он обращается к богам, поручая им сына, с просьбой даровать ему воинское мужество и славу.

Картина проникнута пафосом гражданственности, высокими идеалами патриотизма и самопожертвования, что было характерно для стиля классицизм. Как предписывали правила классицизма, главный герой картины Гектор изображен в самом центре композиции. Его фигура выделена позой, жестом, а также ярко-красным цветом плаща. Отправляясь на подвиг, Гектор молит богов о своем сыне. В характере героя переплетаются долг гражданина и семьянина. В образе совершенного человека утверждается гармоничное единство этих двух начал.

Второй главный персонаж – Андромаха. Ее отточенный профиль напоминает античную камею. Даже в самый трагический момент жизни лицо Андромахи сохраняет выдержку, спокойствие, классическую красоту и безупречность черт. Лицо служанки, стоящей за спиной Андромахи и по своему статусу находящейся на более низкой общественной ступени, искажено выражением печали, слезами.

Главные герои расположены в наиболее освещенном месте картины. К ним в первую очередь обращается внимание зрителя. Воины и сограждане устремлены к ним взглядами и жестами и образуют вместе устойчивую пирамидальную композицию. По законам классицизма, композиция картины считалась совершенной, если мысленно ее можно было представить в виде равнобедренного треугольника. Она должна была быть уравновешенной, симметричной и акцентировать внимание на самом главном.

Драматическая сцена прощания Гектора, разворачивается на фоне грандиозной архитектуры, лишь отчасти напоминающей античную. На дальнем плане видны зубцы средневековых башен, скульптуры египетских сфинксов. Обращаясь к событиям глубокой древности, создатель картины не стремится воссоздать подлинную историческую обстановку. Художник второй половины XVIII века и не мог знать, как выглядела настоящая Троя. Ее раскопки начались лишь столетие спустя. Величественная архитектура должна была лишь усилить патетическую торжественность сцены.

Классицизм не придавал особого значения колориту в живописи. Уделяя основное внимание композиции, рисунку, силуэту, Лосенко строит цветовое решение на лаконичном и строгом сочетании коричневых, серых и серебристо-желтых тонов с яркими вкраплениями красного.

Высокие идеи, заложенные в картине, были созвучны принципам, провозглашенным в Уставе Императорской Академии художеств: “Истинная и благородная цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, предать бессмертию славу великих людей, заслуживших благодарность Отечества, и воспламенять сердце и разум к последованию”.