Мастерство Гомера

ГОМЕР – первый из греческих поэтов, чьи произведения дошли до нас, один из величайших поэтов всех времен и народов. О нем самом и о его жизни не сохранилось достоверных сведений. Многие города притязали на право зваться родиной поэта. Нет единого мнения о датах жизни Гомера: его считали современником Троянской войны (начало XII в. до н. э.); древнегреческий историк Геродот полагал, что Гомер жил в середине IX в. до н. э. Современные ученые пришли к выводу, что жил Гомер в VIII или даже VII в. до н. э. в городе Смирна (нынешнем турецком городе Измир). А, может быть, недалеко от этого города на остров Хиос, где в VII – VI вв. до н. э. занимали внимание слушателей певцы – «гомериды», считавшие себя потомками и последователями Гомера.

Во многих биографиях Гомера, за достоверность которых нельзя поручиться, сообщалось, что Гомер ослеп (слово «гомер» значит «слепой», иногда это слово переводят иначе: «заложник», «пророк», «поэт»). Гомер был вдохновлен Музами на создание песен, скитался по Греции, в основном по Малоазийскому побережью, участвовал в поэтических состязаниях. Скончался он на острове Иос, где будто бы есть его могила.

Гомер не знал грамоты и его поэмы вплоть до VI в. до н. э. исполнялись устно, воспринимались на слух. Хотя догомеровская устная поэзия не сохранилась, ученые предполагают, что она развивалась в течение сотен лет и этим подготовила великолепный гомеровский эпический стиль, который кажется чудом, явившимся во всем блеске из «ничего», из бездны праистории. В поэмах Гомера древнегреческий язык предстает сразу гибким, глубоким, приспособленным для ясного выражения как поэтических, так и философских истин. К VI в. до н. э. Гомер был уже для всех греков величайшим авторитетом в поэзии, морали, религии, философии. Гениальный поэт задал сразу такой высокий уровень мастерства, который другим литературам стал доступен лишь после многовекового развития.

Поэмы Гомера записаны гекзаметром. Древние греки приписывали создание гекзаметра богу Дионису, который, разговаривал со смертными лишь поэтически, на «языке богов». «Божественная» красота гекзаметра заключается в его плавно-напевном, торжественном, неторопливом и в то же время удивительно гибком ритме.

( По статье В. С. Вахрушева // Зарубежные писатели. Библиогр. словарь. Ч. 1., – М., 1997. – С. 201–204).