БЛОК-АППАРАТ ФИРМЫ "СИМЕНС И ГАЛЬСКЕ"

Блокировочная система фирмы "Сименс и Гальске", изобретенная в Германии в 1870-1871 гг., широко применялась для регулирования движения поездов на железных дорогах Германии, Австрии, Дании, Швейцарии и России. В 1841 г. английский инженер В.Т. Кук предложил способ "обеспечения интервалов между поездами", назвав его блокировкой: перегон делился на блок-участки и снабжался путевыми сигналами - семафорами. В России путевая блокировка впервые была применена в 1867 г. на Балтийской железной дороге, а первая полуавтоматическая была введена в эксплуатацию в 1879 г. на Николаевской железной дороге. К 1896 г. в России блокировочными системами было оборудовано 2310 верст (2464,3 км) железнодорожных путей.

Введение полуавтоматической блокировки фирмы "Сименс и Гальске" было непосредственно связано с указанием императора Александра III. В "Историческом очерке построения и эксплуатации Санкт-Петербургской-Варшавской ж.д.", изданном в 1909 г. под редакцией И.И. Рихтера, указано: "Первым участком..., на котором была устроена блокировка, был участок Петербург-Гатчина, при этом своим появлением блокировка эта была обязана Высочайшей воле Государя императора". Предписание бывшего Департамента железных дорог от 17 апреля 1885 г. за № 3122 гласит следующее: "Государю императору благоугодно было выразить свою волю, чтобы на Варшавской дороге между Петербургом и Гатчиной перегоны были разделены на блокировочные участки, с целью предоставления возможности отправления местных экстренных поездов в нужном направлении, в возможно короткий промежуток времени". Аппаратура для блокировочных устройств выпускалась заводом акционерного общества "Сименс и Гальске" в Петербурге. Он был основан немецким торговым домом "Сименс и Гальске" как монтажно-сборочное объединение для ремонта телеграфных аппаратов и выпуска электротехнических изделий. С 1881 г. завод стал выпускать аппаратуру связи, сигнализации, централизации и блокировки для железных дорог.

Одноочковый блок-аппарат фирмы "Сименс и Гальске", хранящийся в Центральном музее железнодорожного транспорта России, предназначен для осуществления блокировочных зависимостей при устройстве полуавтоматической электромеханической блокировки. Аппарат датируется концом XIX - началом XX в. Блок-механизм аппарата помещен в металлический корпус размером 240 х 260 х 480 мм. Он состоит из затворной пластины, трех стержней (один из которых проходит через верхнюю часть корпуса), зубчатого сектора (окрашенного белым и красным цветом) и поляризованного магнита. На лицевой стенке корпуса расположено окошко для индикации. К 1925 г. блокировка этой системы эксплуатировалась в России на Октябрьской, Северо-Западной, Юго-Западной, Екатерининской, Московско-Курской и других железных дорогах, составляя 94% всех применяемых блокировочных устройств.

Л.М. Ласточкина