Комментарий к уроку музыки

учителя А.В.Зарубы

Тема урока “Развитие музыки”

   Ведущей задачей обучения (как, впрочем, и во всех предыдущих и последующих классах) является обобщение на новом уровне содержания предшествующих занятий музыкой (это существенно и в контексте того, что тема “Развитие музыки” является основой для осознания темы “Музыкальная драматургия” в 7 классе). Что, в свою очередь, требует от учителя постоянной опоры на приобретенные учащимися знания (и, в частности, знания о простых жанрах, о ритме, темпе, тембре, звуковысотности, динамике, ладовом колорите, штрихах и пр.) в их выразительном значении; привлечения накопленного третьеклассниками интонационно-слухового запаса музыкальных впечатлений; усиления внимания к интонационной выразительности исполнения (исполнительское развитие), к активному применению детьми полученных знаний в процессе слушательской и исполнительской деятельности.

В основе развития того или иного музыкального произведения лежат интонационные и тематические изменения (неизменное или варьированное повторение одной интонации-темы или сопоставление контрастных интонаций-тем). Практика выявила очевидную закономерность: школьники более активны и успешны при наблюдении и анализе интонационных изменений в вокальной музыке (в которой текст как бы подсказывает ход ее развития), нежели в инструментальной. Заметим, что при выстраивании музыкального содержания урока Артур Викторович отдает предпочтение инструментальной музыке “золотого фонда” (П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, С.С.Прокофьев). В данном уроке учитель вновь демонстрирует авторскую методику активного постижения зерен-интонаций из разучиваемых на уроке музыкальных произведений.

Что чрезвычайно важно в контексте этого урока музыки? Владение инструментом, живое исполнение музыки учителем (обратите внимание на то, как в логике разворачивающейся на уроке беседы Артур Викторович свободно иллюстрирует музыкальные фрагменты, как при необходимости возвращается к любому эпизоду прозвучавшей ранее музыки, как слушают дети исполнение учителя). Далее. Безусловным достоинством урока является преобладание звучащей музыки над произносимым словом. В деятельности Артура Викторовича вновь доминируют прием пения (“пропускания через себя”) мелодий из используемых на уроке музыкальных произведений, ориентированный на накопление интонационного словаря младших школьников; приемпилотажного опроса”, задание “вспомнить ранее прозвучавшую музыку”. Важно, что третьеклассники при анализе интонационного развития музыки используют в своих ответах специальную терминологию (мажор, минор, 3-частная форма, вариации, канон и пр.).

Комментарий-задание (для учителей и методистов) к уроку музыки в 3 классе

1.Посмотрите видеозапись урока музыки в 3 классе. Запишите и проанализируйте логическую последовательность вопросов учителя к классу в контексте реализации темы урока.

2.Д.Б.Кабалевский в “Основных принципах и методах программы по музыке для общеобразовательной школы” предложил некий алгоритм решения новых вопросов на уроке музыки в форме кратких собеседований учителя с учащимися: “В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый – четко сформулированная учителем задача; второй – постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи; третий – окончательный вывод, сделать и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся”. Выберите фрагмент урока в 3 классе и проанализируйте его с точки зрения данного подхода.

3. Сопоставьте действенность приема “пилотажного опроса” и приема “коллективного ответа”. Смоделируйте ситуацию использования выбранного Вами приема. Аргументируйте педагогическую целесообразность использования выбранного приема в практике начальной школы.