Маковский Константин Егорович

(1839-1915)

       Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье потомственного дворянина Егора Ивановича Маковского. Е.И.Маковский был коллекционером, художником-любителем, одним из основателей художественного класса, который впоследствии стал Московским училищем живописи и ваяния. В 1840-1850-е годы дом Маковских был одним из центров художественной жизни Москвы. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства – ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков. Наиболее известными среди них являются младший брат Константина художник Владимир Маковский, и сын Сергей, художественный критик.
       Константин Маковский начал рисовать с четырех лет, под руководством отца копируя гравюры из домашнего собрания. Двенадцати лет в 1851 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где занимался у М.И.Скотти и С.К.Зарянко, одновременно пользовался советами друга дома В.А.Тропинина. В период становления Маковского кумиром публики был К.П.Брюллов. Тропининско-брюлловское влияние было определяющим на раннем этапе творчества художника. И прежде всего это выразилось в его портретах. Именно в этом жанре Маковский добился наибольшего успеха. Одной из его ранних работ является портрет Н. А. Некрасова.
       В октябре 1857 года Маковский поступил в Академию художеств в Петербур¬ге. Он учился исторической живописи у профессора А.Т.Маркова. В 1860 году впервые участвовал в академической вы¬ставке, показав картину «Исцеление Христом слепых после изгнания из храма торжников», а в 1861 представил на выставку картину «Харон перевозит души через реку Стикс». Обе эти работы Маковский представлял на малую золотую медаль, но не получил ее. Только третья его картина – «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» – была удостоена этой награды. Маковский был допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Но в 1863 году он стал участником знаменитого «бунта 14-ти». В числе четырнадцати претендентов на боль¬шую золотую медаль, отказавшихся писать программу на тему из скандинавской мифологии и требовавших права свободного выбора темы, Маковский вышел из Академии художеств, получив только звание классного худож¬ника второй степени по исторической и портретной живописи.
       В декабре 1863 года Маковский вступил в организованную И.Н.Крамским Артель художников, но состоял в ней недолго. Еще в Академии художеств он обрел известность, написав в 1862 году в один сеанс портрет Александра II для русского посольства в Лондоне. Внимание к Маковскому со стороны императора в самом начале его творческого пути способствовало быстрой популярности художника. Вслед за этим он начал писать заказные портреты высокопоставлен¬ных лиц – графа Н.Н.Муравьева-Амурского, графа В.А.Адлерберга, герцога Н.М. Лейхтенбергского и др. В 1860-е годы число его заказчиков быстро растет, как и его заработки. Светский заказной портрет принес ему заслуженную славу блестящего портретиста петербургской знати. Он становится одним из самых популярных в России художников.Выполнявшиеся в большом количестве в течение всей его жизни заказные портреты были неравноценны по качеству и нередко отражали равнодушие художника к модели. Вместе с тем богатый портретный материал использовался им в создании многофигурных композиций.
       В 1866 году Маковский сблизился с музыкальным миром Петербурга, женившись на артистке драматической труппы Императорских театров Е.Т. Бурковой. В их доме бывали известные музыканты, певцы, композиторы содружества «Могучая кучка». К этому времени относится портрет оперного певца О.А Петрова, исполненный в традициях передвижнического реализма.
       В период расцвета бытового жанра Маковский отдал ему дань. Его произведения представляют сентиментальную линию в русской жанровой живописи, а сюжеты в отличие от произведений критического реализма описательны или мелодраматичны, они воспроизводят обыденные ситуации и типы петербургского простонародья («Швея»; «Вдовушка»; «Разговоры по хозяйству»; «Маленькие шарманщики у забора зимой»). Опираясь на тропининскую традицию, Маковский создает собственный вариант традиционного жанра «головок», изображая отвлеченный идеальный тип человека из народа. В 1867 году Маковский получил звание академика за ряд портретов и картины «Бедные дети» и «Селедочница», представленные на академическую выстав¬ку, а в 1869 году за несколько жанровых картин был утвержден профессором.
       В центральной ра¬боте этого периода – картине «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» – художник изобразил массовую сцену, воплотив яркие типы Петербурга. Картина пред¬вещает черты зрелого стиля Маковского: она отличается яркостью красок, размашистой манерой живописи, огромным для жанрового сюжета размером.
       Народную тему в творчестве Маковского продолжил крестьянский жанр. В течение 1870 года художник путешествовал по России, побывал в Тамбовской, Саратовской, Тверской губернии, собирая материал для картин на крестьянскую тему. Он написал картины «Жница», «Крестьянский обед во время жатвы». «Похороны в деревне», многочисленные портреты крестьянских девушек. Крестьянскую тему Маковский представляет в идиллическом ключе, используя повышенную цветность колорита, ассоциирующуюся с народным искусством. Одна из самых известных «крестьянских» картин Маковского – «Дети, бегущие от грозы». Она выделяется своим поэтическим строем, предвосхищая сюжеты сказочных полотен В.М.Васнецова
       Позднее крестьянский жанр воплотился у Маковского в красочные сценки из украинского быта, отмеченные этнографическим колоритом.
       В 1870 году Маковский становится одним из членов-учредителей Товарищества пере¬движных художественных выставок. Однако в начале 1872 года он был исключен из состава Товарищества, так как не представил работ на передвижную выставку. Но в качестве экспонента участвовал в выставках товарищества, а в 1879 вновь вступил в его члены. Несмотря на краткое членство в Артели художников и длительную историю взаимоотношений с Товариществом передвижников Маковский по характеру своего творчества был теснее связан с академическим искусством.
       Важным фактом творческой биографии Маковского стала поездка в Каир в связи с болезнью жены в октябре 1872 года. Впоследствии в 1874 и 1876 годах он совершил еще две поездки в Африку. Увлеченный образами Востока, Маковский создал целую галерею изображений арабского населения – мужчин, женщин, детей, отмеченных высокими живописными достоинствами и лирической трактовкой образов. Он писал также многочисленные пейзажные этюды и жанровые сценки. В русском искусстве 1870-х годов он создает новую ориенталистскую линию, которая обращалась к экзотике Востока и была популярна в Европе. По заказу наследника престола, буду¬щего императора Александра III, Маковский начал работу над картиной «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир». В картине, создававшейся в Париже, отразилось влияние современной французской живописи на живописную манеру Маковского, проявившееся в эскизности письма, стремлению к повышенной красочности зрелища, в большой роли солнечного света. В 1876 году в Париже он создал второй вариант кар¬тины – «Перенесение священного ковра в Каире», который экспонировал в Парижском салоне.
       После смерти первой жены, скончавшейся от туберкулеза в 1873 году, Маковский в 1875 году женился на Ю.П.Летковой, славившейся своей красотой и ставшей главной моделью художника. Художник создал свой тип женского салонного портрета – одним из лучших стал «Портрет Ю.П.Маковской, жены художника». Очень часто он исполнял портреты в один сеанс, сохраняя свежесть восприятия модели, ощущение жизни.
       Особое место в портретном творчестве Маковского 1870–1880-х годов занимают изображения детей. Это как правило сентиментальные, порой слащавые, кукольные образы, но отличающиеся блестящим исполнением. Он часто писал собственных детей Сергея и Елену, исполнял заказные семейные портреты («Портрет детей Стасовых»; «Дети господина Балашова»)
       Стремясь участвовать как художник в актуальных событиях, Маковский в 1876 году отправляется на фронт русско-турецкой войны и делает зари¬совки, перемещаясь за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии. По следам этой поездки он написал картину «Болгарские мученицы» в манере парижского Салона. Тот же стиль культивирует Маковский в картине «Русалки», которая стала одним из самых популярных его произведений. Впоследствии эта линия творчества Маковского, ориентированная на вкусы большинства, была продолжена в картинах «Офелия», «Вакханалия», в декоративных панно для особняка ба¬рона С. П. фон Дервиза и др., где слащавость стиля сочеталась с эротическими мотивами.
       Маковский был художником европейского уровня, это относилось и к его мастерству, и к направлению творчества. Одним из самых влиятельных факторов его творческого развития были ежегодные выставки парижского Салона, которые демонстрировали свежие художественные тенденции в европейском искусстве. Чуткость к модным веяниям была особенностью Маковского. Он работал в разных жанрах, впитывал приемы и манеру разных художников. Вследствие этого для творчества Маковского характерна эклектичность художественного языка. Он хорошо чувствовал потребности публики и стал лучшим выразителем запросов буржуазного столичного общества своего времени, вкусы которого были далеки от подлинных проблем художественного творчества.
       Однако при всем отсутствии оригинальности в художественных образах и психологизма в портретах Маковский всегда оставался выдающимся колористом, обладавшим безошибочным чувством живописной среды, цветовой декоративной гармонии. Сохраняя в основе реалистический метод изображения, он обогащал его цветовым богатством, живым этюдным исполнением. Легкость, размашистость письма, свобода мазка, разнообразие фактуры живописи, непринужденный артистизм стали отличительными качествами работ Маковского, которые постепенно превратились в прием.
       Его глубоко занимали проблемы света в живописи. Светотень становится одним из наиболее важных выразительных средств в его картинах. Импрессионистический метод в большой степени соответствовал художественному темпераменту Маковского. Однако он сложился в системе других предпочтений и потому только частично применял импрессионистические приемы, используя их скорее в декоративных целях.
       Летом 1880 года Маковский был приглашен Александром II, который называл его «мой живописец», для создания портрета в Крым. В течение двух месяцев, посещая императора в Ливадии, он написал портрет Александра II и его морганатической супруги светлейшей княгини Е.М.Юрьевской с детьми. 1 марта 1881 года, после убийства императора, Маковский в Зимнем дворце за два часа написал посмертный портрет Александра II, который высоко оценили современники.
       С середины 1880-х годов художник жил преимущест¬венно в Париже, но к концу жизни вернулся в Петербург.
       Начиная со своей первой исторической картины «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» Маковский все чаще обращался к событиям и персонажам русской истории XVII века. К 1868 году относится картина «Из быта русских бояр конца XVII века». В 1880-е годы возникло целое направление в его живописи – так называемый «боярский жанр», который вытеснил многие другие темы. Именно в этом роде живописи наиболее ярко проявились и достоинства, и недостатки живописи Маковского.
       Первым крупным полотном на эту тему стал «Боярский свадебный пир в XVII веке». В нем Маковский нашел формулу, которую успешно использовал затем много лет. В его картинах повторялись персонажи, интерьеры, костюмы и аксессуары из огромной коллекции художника. Для основных женских образов позировала Ю.П.Маковская, как и в картинах «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Под венец». Во многом повторяет «Боярский свадебный пир» картина «Поцелуйный обряд».
       Предвидя успех картины «Боярский свадебный пир в XVII веке», Маковский, регулярно принимавший участие в выставках передвижников, в 1883 году отказался экспонировать картину на очередной выставке, а в 1884 году вышел из Товарищества передвижников. Он организовал персональную выставку в Петербурге, а в 1884 экспонировал «Боярский свадебный пир в XVII веке» в Москве, Париже и Лондоне. На Всемирной выставке 1885 года в Антверпене за эту картину художник получил боль¬шую золотую медаль и орден короля Леопольда.
       В картинах из боярского быта Маковский вовсе не стремился вскрыть движущие силы истории или отразить ее важнейшие события. Он обращался к изображению старинных обрядов или литературным сюжетам. Сами изобразительные приемы Маковского опираются на литературные описания, характерные в частности для исторических романов А.К.Толстого, и прежде всего знаменитого романа «Князь Серебряный». Отсюда идет перегруженность картин историческим реквизитом, затмевающим человеческие лица.
       Характерная для позднего академизма облегченность и развлекательность лежат в основе исторических анекдотов Маковского. В большинстве картин господствует форма театрального действа. Даже картина «Смерть Иоанна Грозного», наиболее значительная из этих работ, напоминает финал пьесы. И в то же время эти картины отличаются несомненной живописностью, декоративностью, стильной манерой. Живописное качество его исторических полотен в неменьшей степени, чем занятные сюжеты, привлекало внимание публики и критики. Именно оно заставляло даже непримиримых антагонистов Маковского признавать его талант. Работы «боярского» жанра охотно поку¬пали иностранные коллекцио¬неры, благодаря чему многие из них оказались за пределами Рос¬сии.
       Отсутствие каких-либо психологических поисков в его картинах становится слишком заметным недостатком для конца XIX века. Многие последующие работы «боярского» жанра стали только поводом для воплощения излюбленных типов боярышень с одинаковыми миловидными лицами. В творчестве Маковского возникает особый вид типажного портрета – головки боярышень. Они представляют галерею русских красавиц, идеальный женский тип с национальным оттенком. Наряду с ними Маковский показывал на выставках Санкт-Петербургского общества художников «головки» итальянок, цыганок, украинок и т.п., которые охотно раскупались и репродукции с которых пользовались огромной популярностью на рубеже XIX–XX веков.
       В 1891 году Маковский обратился к грандиозному замыслу исторической картины «Минин на площади Ниж¬него Новгорода призывает народ к пожертвованиям». Эскиз на этот сюжет был создан им еще в 1870-е годы. В 1891–1892 годах художник совершил поездки в Нижний Новгород для сбора материалов к картине. Работа над огромным полотном велась в Париже, где Маковский в 1893 году купил, ранее принадлежавшую В.В.Верещагину мастер¬скую в предместье Сен-Жермен. Законченную картину он представил на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это была последняя значительная историческая картина Маковского.
       В 1897 году прошла персональная выставка Маковского в Обществе поощрения художеств в Петербурге, на которой было представлено 260 работ. В 1898 художник был избран действительным членом Академии художеств.
       В 1902 году Маковский совершил поездку в Америку. Его картины уже были известны там и в особенности популярны были его портреты.
       Последней крупной работой художника стало написал грандиозное полотно «Смерть Петрония» на сюжет романа Г.Сенкевича «Камо грядеши».
       На протяжении жизни Маковский неоднократно был участником Всемирных выставок – в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889, орден Почетного легиона и золотая медаль), Антверпене (1885), Чикаго (1893), Риме (1911).
       К.Е.Маковский, прожив долгую, насыщенную событиями жизнь, скончался 17 сентября 1915 в результате несчастного случая. С переоценкой прежних художественных вкусов творчество Маковского перестало быть востребованным и живописец оказался надолго забытым. Однако его сложное творческое наследие оригинально обобщило полувековой опыт исканий русской живописи второй половины XIX в. Будучи современником Репина, Сурикова, Васнецова, Маковский являлся художником иного творческого склада, но не в меньшей степени воплощал тенденции искусства и художественных вкусов своего времени.