Этапы
работы дизайнера

 

I. СУТЬ ДИЗАЙНА И РАБОТЫ ДИЗАЙНЕРА

II. ЭТАПЫ РАБОТЫ ДИЗАЙНЕРА

Этап 1. Предпроектное исследование
Этап 2. Эскизный проект
Этап 3. Технический дизайн-проект
Этап 4. Рабочий проект
Этапы  5 - 6

I. СУТЬ ДИЗАЙНА И РАБОТЫ ДИЗАЙНЕРА

В современной культуре слово «дизайн» (от англ. design — «замысел», «проект», «чертёж», «рисунок») служит международным термином, который обозначает весь спектр деятельности по созданию нового изделия или даже программы, например рекламной кампании.

В России были попытки заменить понятие "дизайн" на "художественное конструирование". Однако этот термин не прижился, так как не соответствует сути данной деятельности.

Предшественниками современных специалистов по дизайну можно назвать ремесленников. Они изготовляли предметы повседневного спроса, орудия труда, оружие. Каждый стремился сделать свой товар привлекательным для покупателя, был и конструктором, и технологом, и художником в одном лице.

С возникновением массового производства в конце XIX — начале XX в. промышленная продукция утратила многие положительные качества ремесленных изделий. Она стала безликой, некрасивой, не всегда функциональной. Крупные фирмы, чтобы улучшить товар, начали привлекать к проектированию не только грамотных инженеров, но и людей творческих, художественно одарённых. Одной из первых на этот путь в начале XX в. встала немецкая электротехническая компания AEG. Её продукция выгодно отличалась от изделий конкурентов благодаря таланту дизайнера Питера Беренса.

Сформировался же дизайн как новый вид человеческой деятельности в 30-х гг. XX в., в эпоху глубокого экономического кризиса в Европе и Америке. Одним из его основателей считают Раймонда Лоуи, морского офицера в отставке. Оказавшись в США, он был поражён обилием товаров и одновременно их внешней убогостью. Художник и эстет в душе, Лоуи стал предлагать свои услуги предпринимателям, хозяевам магазинов, изготовителям рекламы. Начав с оформления витрин и упаковки

сигарет, он очень скоро приобрёл не только богатство, но и широкую известность. Разработанная Лоуи упаковка сигарет «Лаки Страйк» более полувека выпускается без изменений,

Лоуи понял, что покупателю нужен н е просто дешёвый и добротный товар, а изделие, удобное в использовании, обладающее эстетической привлекательностью . Он впервые попытался связать воедино пользу, удобство и красоту .

Когда речь идёт о простых вещах, добиться этого несложно. Флакон для продуктов бытовой химии, например, не должен выскальзывать из мокрых рук; его желательно оснастить распылителем направленного действия или дозатором.

Информативное графическое оформление, хорошо читаемые надписи, безукоризненное художественное качество – вот требования, которым должен отвечать товар. Ведь грязноватый, невыразительный цвет, расплывчатая надпись вряд ли вызовут доверие к изделию.

Управление технически сложными изделиями – транспортными машинами, различными приборами, станками – требует особых навыков. Именно такие товары должны быть особенно «дружественны» человеку.

Что это значит? Все органы управления нужно разместить так, чтобы при минимальных затратах усилий ими было удобно пользоваться . Кнопки, тумблеры, рычаги должны находиться в зоне досягаемости, чётко различаться между собой и соответствовать психофизиологическим возможностям человека.

Второе важное требование – эстетическая привлекательность . Машина, станок, прибор (в том числе утюг, кофеварка, велосипед и т. д.) должны быть пропорциональными, иметь форму и цвет, сообразные функциональному назначению.

Совершенство формы предопределяет рациональность технического решения, логику конструкции, технологичность – только на этой основе дизайнер может создать подлинно гармоничную форму.

Таким образом, в дизайне нет места понятиям "нравится" или "не нравится". Не украшение готовой конструкции, не «прилизывание» издержек технологии, не окрашивание изделия в «весёленький» цвет составляют суть дизайна. Только тщательное изучение конструкции изделия и технологии его производства, свойств основных материалов позволяет дизайнеру вносить аргументированные предложения по внешнему виду и разрабатывать конкретное композиционное решение .

К работе над новым изделием дизайнер приступает одновременно с конструкторами, технологами и другими специалистами (а иногда и раньше). Он выступает в роли дирижёра в этом сложном оркестре тех, кто создаёт изделие.

Наверх

II. ЭТАПЫ РАБОТЫ ДИЗАЙНЕРА

О том, как работает дизайнер, расскажем на примере самого сложного объекта индустриального дизайна — легкового автомобиля.

Первый этап — предпроектное исследование. Оно заключается в сборе информации о подобных моделях, их качествах и достоинствах, применяемых материалах, положении на рынке и т. д. На основе полученной информации формируется перечень (пакет) качеств, которыми должна обладать новая машина. Это некий словесный портрет будущего изделия.

Второй этап — эскизный проект. Пользуясь предварительной информацией, дизайнер занимается поиском образа автомобиля. Делает множество эскизов, прорисовывает варианты в различных ракурсах. Параллельно инженеры — компоновщики и конструкторы выполняют компоновку, размещают в соответствии с нормами эргономики и безопасности двигатель, трансмиссию и другие узлы автомобиля. Это позволяет определить основные пропорции и размеры машины. Дизайнер помогает найти компромисс между техническими и потребительскими требованиями, защищая в первую очередь интересы будущих покупателей.

На стадии эскизного проектирования изготовляют макеты (обычно пластилиновые) в масштабе 1:5 или 1:4 с различными вариантами формы. Нередко такие макеты делаются в демонстрационном исполнении, т.е. имитируются окраска, стёкла, фары, декоративные элементы и т. п.

На основе анализа эскизов и масштабных макетов выбирается вариант для технического дизайн-проекта.

Третий этап — технический дизайн-проект. Выполняется макет в масштабе 1:1 из пластилина, гипса, полимерных материалов на металлическом или деревянном каркасе. Его поверхности обрабатывают высококвалифицированные специалисты-макетчики вручную или на станках с числовым программным управлением.

На стадии технического дизайн-проекта выбирают окончательную форму и варианты деталей отделки. Одновременно идёт проработка конструкции деталей корпуса, уточняются их размеры и т.д. При этом могут вноситься некоторые изменения и в проектируемую форму. Ведётся подготовка к изготовлению опытного образца.

Четвёртая стадия — рабочий проект. На этом этапе согласовывают все изменения, уточняют материалы, из которых будет изготовлена модель, и делают демонстрационный макет. Все его элементы и детали выполняют в точном соответствии с дизайнерским замыслом. Макет является своего рода эталоном, по которому будет вестись рабочее проектирование конструкции, организация производства и т.д.

Последующие стадии работы. На 4-м этапе работа дизайнера над новой моделью не заканчивается. Ему ещё предстоит:

- осуществлять надзор за технической документацией,

- созданием опытных образцов для испытаний,

- вносить изменения в модель по результатам испытаний.

Только когда новые автомобили поступят в продажу; дизайнер может сказать себе: работа закончена! А о том, насколько она была успешной, судить покупателю.

Всё, о чём рассказано выше, относится к проектированию любого изделия. Конечно, есть некоторые отличия, связанные со спецификой того или иного объекта, но принцип системного подхода и поэтапного проектирования остаётся в дизайнерском творчестве неизменным.

Наверх