Ф.И. Рерберг. Натурщик. 1891

Имя художника Фёдора Ивановича Рерберга, происходившего из известной семьи талантливых инженеров и архитекторов, - художника-реалиста, одного из основателей и руководителей Московского Товарищества художников, крупного исследователя технологии живописных материалов, автора не только узкоспециализированных книг, таких как "Краски и другие художественные современные материалы", но и сказок, и, наконец, незаурядного педагога, мало известно. Он не из тех мастеров, кто проявил себя в ярком новаторстве или создал произведение, потрясшее широкую общественность. Он из той породы людей, которые ежедневным кропотливым трудом создают основу для будущих взлётов художественного видения. В его частной школе, находившейся в Москве, первые навыки живописного ремесла получили многие выдающиеся русские и советские художники. Понимая, что будущий художник - это неповторимая творческая индивидуальность, Рерберг с бережным вниманием относился к каждому своему ученику, стараясь вместе с навыками работы с художественными материалами, поощрять у них и собственное видение. И яркое подтверждение тому имена его учеников: И.В. Клюн, К.С Малевич, братья Бурлюки, В.М. Ходасевич, А.А. Лабаз и др. Отдавая большую часть жизни преподаванию рисунка и живописи, Рерберг как самостоятельный мастер не состоялся.

Простая незамысловатая сценка "Натурщик", экспонировавшаяся на ХХ передвижной выставке в 1892-1893 годах, привлекает внимание непосредственностью как будто невзначай подсмотренного момента из жизни. Действие картины происходит в мастерской художника, пространстве, где рождается художественное произведение, где вдохновение художника приобретает зримые черты. "Мастерская художника" всегда была важным и самоценным подвидом интерьерного жанра в классическом европейском искусстве, к которому обращались Адриан ван Остаде, Ян Вермеер, Франсуа Буше, Густав Курбе и многие другие. В картине Рерберга то почтительное расстояние, на котором держится старик-крестьянин от холста, установленного на мольберте, символизирует дистанцию между действительностью и преображающим её произведением искусства, которое может пережить и художника, и натурщика.

Мужичок с любопытством всматривается в картину, на которой, возможно, он изображён. Художник верно передал удивлённо-заинтересованное состояние подавшегося вперёд натурщика. Яркий свет из полузавешенного окна освещает подробно описанную обстановку мастерской, густо заставленную художническим реквизитом: перегораживая окно, посередине стоит массивный мольберт, "распускается" букет торчащих в разные стороны разномастных кистей в пузатой вазе. Справа на небольшом помосте, застеленном ковром, расположилось кресло, на котором покоится палитра с кистями и красками на ней, слева виднеется брошенный зипун, вывернутый густым жёстким мехом наружу. В живописи художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, в 1890-е годы получили большое распространение картины, содержание которых исчерпывалось изображением незначительных событий повседневной жизни среднего человека. Высоко идейную, с постановкой актуальных общественных вопросов и наполненную глубоким психологизмом жанровую картину предшествующей эпохи вытеснили забавные или трогательные сюжеты, взятые из жизни с желанием верно передать наблюдённый факт или событие - и только, как это показано в камерной по своему настроению и размерам картине Рерберга "Натурщик".

Справочная информация.

Предметом изображения жанровой живописи является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Бытовой жанр появился в России много позже других жанров. Его формирование происходило в 1820-х на основе выдвинутой А.Г. Венециановым живописи "а-ля натура". Созерцательный и бессобытийный у художников венециановской школы, в 1840-х (в первую очередь у П.А. Федотова) жанр обрёл повествовательность и критическое начало; ещё через десятилетие он стал откровенно обличительным. Стремление к решению задач социального бытия определило доминирующее положение бытовой живописи среди других жанров, начиная с 1860-х годов.

Жанровая живопись всегда была одним из наиболее демократических видов искусства. Не случайно зарождение и расцвет бытового жанра связаны с эпохами большого общественного подъёма. Русская жанровая живопись 19 века, особенно художников Товарищества передвижных художественных выставок, широко и объективно освещала современную жизнь, поднимала большие социальные, моральные и эстетические вопросы. Просветительство (убеждённость в общественной полезности устройства передвижных выставок), правдивое отражение действительности, постановка коренных вопросов русской жизни и критика её негативных явлений, идейность, вера в нравственную силу народа являются характерными чертами передвижничества. Бытовой жанр являлся одним из главных жанров этого объединения.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева