Малевич Казимир Северинович

(1878-1935)

       Казимир Северинович Малевич родился 11 (23)февраля 1878 года в Киеве. Его отец Северин Антонович Малевич – польский дворянин, потомок древнего рода, известного с XVI века – был по профессии инженером, работал на сахарных заводах Украины. Мать Людвика Александровна, урожденная Галиновская, также происходила из польского дворянского рода.
       Около 1890 года семья Малевичей переехала в село Пархомовка восточнее Киева, где Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище. В 1894 году семья вновь переехала в Волчок близ Конотопа, а вскоре – в город Конотоп. Частая смена мест жительства объяснялась переводами С.А.Малевича с одного сахарного завода на другой. В 1894 году с ранних лет мечтавший о творчестве Казимир поступил в Киевскую рисовальную школу.
       В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, где Северин Антонович поступил на работу в управление железной дороги. Познакомившись с художниками-любителями, служившими вместе с отцом, Казимир организовал кружок любителей искусства, куда вошли и профессиональные художники. В это время Малевич много рисовал и писал с натуры, стремясь передать ее как можно более точно, увлекался творчеством передвижников, И.Е.Репина и И.И.Шишкина. Поставив перед собой цель заработать деньги на обучение в московских художественных школах, Малевич поступил на службу в технический отдел управления железной дороги чертежником.
       В 1904 году Казимир Малевич уехал в Москву и начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольнослушателя. С весны до осени 1905 года он жил в Курске, где занимался пленерной живописью, осваивая приемы импрессионистического письма. В Москву он вернулся в разгар революционных событий и принял участие в уличных баррикадных боях.
       В 1906 году Малевич поступил в частную студию Ф.И.Рерберга. В 1907 впервые представил свои этюда на выставке Московского товарищества художников, в которой участвовали В.Кандинский, М.Ларионов, Н.Гончарова и другие представители будущего авангарда. Глубокое впечатление на начинающего художника произвела выставка московских молодых символистов «Голубая роза», несмотря на то, что жюри отвергло его работы. Малевич вспоминал об этом в записях 1920-х годов. Под воздействием символистской эстетики он создал в 1907-1908 году цикл «Эскизы фресковой живописи» и ряд близких к ним работ.
       В 1910 году Малевич принял участие в первой выставке «Бубновый валет», организованной М.Ларионовым. В 1911 году участвовал в третьей выставке петербургского «Союза молодежи». К этому времени он вошел в круг художников-новаторов, общался с братьями Бурлюками, М.Ларионовым, Н.Гончаровой, В.Татлиным. В 1912 году Малевич познакомился с М.Матюшиным, художником, теоретиком и музыкантом, дружба с которым длилась всю жизнь.
       На выставке 1912 года «Ослиный хвост» отделившейся от «Бубнового валета» ларионовской группы, Малевич показал работы неопримитивистского характера с изображением сцен крестьянской жизни. Они составили так называемый первый крестьянский цикл.
       В 1913 году Малевич вступил в члены «Союза молодежи», принял участие в дискуссиях объединения. В марте-апреле представил свои работы на организованной Ларионовым московской выставке «Мишень». В июле 1913 года в местечке Уусикиркко Матюшин, Малевич и поэт-футурист А.Крученых провели «Первый всероссийский съезд футуристов» и опубликовали манифест, в котором объявили о совместном создании футуристической оперы «Победа над Солнцем». Текст ее был написан Крученых, музыка – Матюшиным, пролог – В.Хлебниковым. Эскизы декораций и костюмов выполнил Малевич. Опера была исполнена 3 и 5 декабря в петербургском Луна-парке.
       На последней выставке «Союза молодежи» в конце 1913 года Малевич показал две группы произведений, первую из которых назвал «заумным реализмом», вторую – «кубофутуризмом». На выставке «Бубнового валета» 1914 года он представил кубофутуристический «Портрет Матюшина». В феврале того же года вместе с художником А.Моргуновым Малевич провел «футуристическую демонстрацию» на Кузнецком мосту, дефилируя с красными деревянными ложками в петличках пальто. С такой же ложкой в петлице пиджака он выступил на диспуте о современном искусстве, организованном объединением «Бубновый валет».
       В августе 1914 года в качестве отклика на патриотические призывы правительства в ходе начавшейся первой мировой войны Малевич нарисовал серию агитационных плакатов в стиле русского лубка.
       В начале 1915 года художник принял участие в организованной И.Пуни и К.Богуславской «Первой футуристической выставке Трамвай В», представив работы алогического характера. В конце года на «Последней футуристической выставке картин 0,10» он показал серию беспредметных картин, в том числе «Черный квадрат», назвав новое созданное им направление «Супрематизмом» от латинского слова «Супремос» – высший. В ходе выставки и после нее Малевич выпустил брошюры и прочел лекцию, объясняющую его кредо. На организованной Татлиным в 1916 году выставке «Магазин» по требованию устроителя художник представил только кубофутуристические работы, назвав свою экспозицию «Алогизм форм». Супрематические произведения вновь появились только на пятой ноябрьской выставке «Бубнового валета».
       Летом 1916 года Малевич был призван в армию, проходил службу в Смоленске и был демобилизован в 1917 году. После Февральской революции 1917 года он присоединился к левой федерации профессионального союза живописцев, в августе был избран председателем художественного отдела московского Совета солдатских депутатов, выдвинул проект создания народной Академии художеств. После Октябрьской революции вошел в Комиссию по охране художественных ценностей и старины. Вновь показал супрематические работы на выставке «Бубнового валета».
       В 1918 году Малевич сотрудничал в журнале «Путь освобождения» и газете «Анархия», выступая с лозунгами разгрома консервативных сил в искусстве и разъясняя теорию и практику современного искусства от импрессионизма до супрематизма. Переехав в Петроград, он начал педагогическую работу в Свободных художественных мастерских.
       В 1919 году Малевич вернулся в Москву и возглавил здесь мастерскую живописи Свободных художественных мастерских, а также совместно с Н.Удальцовой приступил к преподаванию в текстильной мастерской.
       На выставке 1919 года «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве художник показал серию супрематических композиций «белое на белом». В ответ на них А.Родченко создал цикл «черное на черном». В июне 1919 года Малевич завершил первую большую теоретическую работу «О новых системах в искусстве», напечатанную в конце года в Витебске. Сюда в результате конфликта с Отделом изобразительного искусства Наркомпроса Малевич переехал в сентябре 1919 года. Художники В.Ермолаева и Л.Лисицкий пригласили его работать в витебском художественном училище, которое возглавлял М.Шагал. В училище сложилась группа последователей Малевича, названная «Уновис» – утвердители нового искусства.
       В конце 1919 – начале 1920 года в рамках 16-й Государственной выставки в Москве состоялась большая ретроспектива Малевича «Его путь от импрессионизма к супрематизму», насчитывавшая 153 работы. В декабре 1920 года вышел изданный Уновисом альбом «Супрематизм. 34 рисунка». В 1919-1921 годах в Витебске и Смоленске был опубликован ряд полемических памфлетов, посвященных новому искусству.
       Сложная ситуация в витебском училище заставила Малевича искать контакты с созданным в Москве в 1920 году Институтом художественной культуры (ИНХУК), но его поездка с этой целью, предпринятая в декабре 1921 года, не достигла результата. Это объяснялось расхождениями между супрематической платформой Малевича и господствующей в ИНХУКе линией конструктивизма.
       В 1922 году в Москве в Музее живописной культуры была организована вторая персональная выставка работ Малевича. В этом же году художник закончил текст рукописи «Супрематизм. Мир как беспредметность». Вскоре вместе с витебскими учениками он уехал в Петроград, чтобы там продолжать деятельность группы. Осенью на проходившей в Берлине Первой выставке русского искусства были представлены кубистическая и 4 супрематические работы художника.
       В 1923 году Малевич и ряд членов Уновиса разработали эскизы и модели для Петроградского государственного фарфорового завода. В них были претворены идеи применения супрематических принципов к предметам быта. Затем подобные идеи легли в основу эскизов-чертежей «планит» – моделей идеальных архитектурных сооружений. Малевич временно возглавил реорганизованный и оснащенный четырьмя научными отделами петроградский Музей художественной культуры, преобразованный в ИНХУК и вскоре получивший статус государственного.
       В1923 году скончалась вторая жена художника, мать его названной в честь Уновиса дочери Уны, С.М.Рафалович. После ее смерти осталась дача в Немчиновке под Москвой, на которой Малевич часто бывал до конца своей жизни.
       В 1924 году работы «Черный квадрат», «Черный крест», «Черный круг» и 6 рисунков планит были показаны на Венецианской биеннале. Малевич стал руководителем формально-теоретического отдела Государственного института художественной культуры. Его помощниками были входившие в Уновис В.Ермолаева и Л.Юдин.
       В 1925 году вместе с самыми последовательными учениками И.Чашником и Н.Суетиным художник изготовил из гипсовых и деревянных блоков архитектурные модели, названные «архитектонами».
       В феврале 1926 года Малевич был снят с должности директора ГИНХУКа. Ортодоксальный критик Г.Серый опубликовал порочащую институт статью «Монастырь на госснабжении» и в декабре 1926 года он был закрыт. Коллекция Музея художественной культуры была передана в Русский музей. После этого художник пытался продолжать свои эксперименты в Декоративном институте, Государственном институте истории искусств (до 1929 года), а затем в лаборатории Русского музея.
       В 1927 году Малевич получил возможность поехать в Германию с выставкой и лекциями. Для этого вместе с учениками Л.Юдиным, А.Лепорской и К.Рождественским он подготовил 22 объяснительных таблицы для лекции о разработанной им теории прибавочного элемента в искусстве. В марте по пути в Германию он остановился в Варшаве, где показал свои работы и прочел лекцию. С 29 марта по 5 июня Малевич находился в Германии. Он посетил школу искусств Баухауз в Десау, познакомился с архитектором В.Гропиусом, художником и фотографом-новатором Л.Мохоли-Надем. В Берлине прошла выставка его работ. С режиссером, работавшим в русле авангардного кино, Г.Рихтером бал запланирован фильм о супрематизме, для которого Малевич написал текст и сделал иллюстрации. В Германии он оставил свои таблицы, произведения и ряд теоретических работ с целью их публикации. После поездки художник был арестован и провел в заключении три недели.
       В 1928–1930 годах Малевич опубликовал серию статей в украинских художественных изданиях «Нова генерацiя» и «Авангард». В ноябре 1929 года в Третьяковской галерее открылась ретроспективная выставка художника. Вскоре после открытия она была запрещена, но в 1930 году в измененном составе показана в Киеве. В этом же году Малевич был вновь арестован и подвергся допросу. Друзья из опасений сожгли ряд его рукописей.
       В 1932 году Малевич участвовал в выставках «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде и Москве. Его работы были включены в экспозицию «Искусство эпохи империализма». В апреле 1935 года художник принял участие в «Первой выставке ленинградских художников», показав пять реалистических портретов. С этих пор и до 1962 года его произведения на родине не экспонировались, а его творчество было объявлено образцом «буржуазного формализма».
       15 мая 1935 года после тяжелой болезни Казимир Северинович Малевич скончался в своей квартире в Ленинграде. Тело его было перенесено в спроектированном им супрематическом гробу в Дом художников для прощания, а затем сопровождаемое друзьями и коллегами перевезено в Москву, где после кремации урна с прахом была похоронена в поле около дачи в Немчиновке. На могиле был установлен куб с черным квадратом, который спроектировал и изготовил Н.Суетин.