Тема урока  « Сокровищница  языка»*

 

От многолетнего соприкосновения с человеческой

   кожей самое грубое дерево приобретает благородный

                                                                цвет и делается похожим на слоновую кость.

                                                                Вот так же и наши слова, так же и русский язык.

                                                                К нему нужно приложить теплую ладонь,

                                                                и он превращается в живую драгоценность.

К.Г. Паустовский.

Цели урока: научить детей различать богатую и бедную речь;

                      научить учащихся оценивать степень богатства речи ;

                      познакомить пятиклассников с понятием тавтология;

                      научить редактировать и создавать текст, обогащая его.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку.

 

  1. Слово учителя.

Сегодня мы проводим с вами очередной урок риторики. Предметом обсуждения у нас будет наша речь.

Скажите, насколько важно изучать такой предмет, как риторика? Что это за наука?

В целом  умение говорить состоит из нескольких компонентов. На нашу речь влияет правильное дыхание человека, четкое произношение звуков, интересно построенная речь, жесты, мимика.

 

3.       Речевая разминка.

  Разминка осуществляется в определенной последовательности:

  Дыхательные упражнения. ( Задуй свечу).

  Артикуляционные упражнения. ( «Колечко», «Проколи щеку», «Хоботок»).

  (При хорошей подготовке класса  данные упражнения и другие могут проводить        учащиеся).

   Дикционные  упражнения. ( «Волки рыщут – пищу ищут»).

 

4.       Работа с темой урока.

       На сегодняшнем уроке нам необходимо овладеть многими знаниями, умениями,

              расширить свой словарный запас. Эту задачу выполняет наша сегодняшняя тема

             урока: «Сокровищница языка».

 Объявление целей урока.

 

5.        Объяснение нового материала.

        А.   Речь любого человека можно охарактеризовать с точки зрения употребления

        различных предложений, слов, словосочетаний и разделить на богатую и

        бедную.    

     - Что, по вашему мнению, включает в себя слово «богатство»?

              ( сокровище ,клад, драгоценность).

-А богатство языка?

     (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).

            (Возможна попутная работа с наглядным материалом, заранее подготовленным и 

            оформленным на доске).

   Вывод: то есть, богатство языка – это сокровище, накопленное веками.

 

   Б. Чтение и обсуждение эпиграфа.

-          Как вы понимаете слова К.Г.Паустовского?

-          Что происходит с деревом?

-          Что значит «благородный цвет»?

-          Почему автор говорит о теплой ладони?

-          Почему язык называется « живой драгоценностью»?

 

         В. Работа над понятием «богатство языка».

-          Где мы с вами можем узнать о богатстве языка? (в словарях).(Уместно вспомнить ,какие словари знают учащиеся).

-          Значит ли это, что каждый человек может овладеть богатством языка?

     (Нет. Для отдельно взятого человека характерно богатство речи, т.е. насколько         хорошо овладел или пытается он овладеть языковыми средствами).

 

6.       Практическая часть.

А.  Чтение и анализ текста на предмет богатства речи.

      «Когда солнце поднялось выше, Элиза увидела перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиной с мельничные колеса. Элиза устремила свой взор на замок, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе, и из них образовались двадцать одинаковых церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. Ей показалось даже, что она слышит звуки органа, но это шумело море».

- Как вы думаете, в достаточной ли мере автор владеет речью, мастерством слова?

- Докажите свою точку зрения.

- Рисует автор реалистическую картину или фантастическую?

- Как ему это удается?

 

Б. Создание речевой ситуации с последующим анализом текста.

 

Писатели особо остро чувствуют необходимость обогащать речь и побуждают своих читателей всевозможными средствами заботиться о ее разнообразии. Так в юмористическом романе «Двенадцать стульев» И. Ильф и Е Петров создают образ Эллочки – людоедки. « Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо- Юмбо» составляет триста слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью».

 

Просмотр сценки.

 

Анализ речевой ситуации.

             - Богатая или бедная речь у Эллочки – людоедки?

              (Бедная, т.к. Эллочка не говорит полноценными предложениями.

               Все ее ответы заключаются в одном слове).

- Можно ли сказать, что остальные ее реплики, выраженные

    разными словами, существенно отличаются друг от друга?

- Можно ли их переставить? ( Можно, т.к они не несут отдельного

   лексического смысла, и выражают только ее эмоциональное отношение к

     предмету речи).

 

В.      Словарная работа.

 

Но на богатство речи отрицательно влияют не только однообразные синтаксические конструкции, но и повторение одних и тех же слов. В русском языке такое явление носит название тавтология.

                  (На доске заранее дано определение.

                 Тавтология – повторение уже сказанного другими словами, неоправданное

                 употребление в предложении однокоренных слов).

 

                Практическая работа по тексту упражнения № 86.

                 (Текст лучше заранее распечатать для каждого ученика, т.к предусматривается

                 графическая работа)

- Видите ли вы примеры этого языкового явления (тавтологии) в тексте? Назовите

    их.

                Вывод: Повторы одних и тех же слов свидетельствуют о бедности речи

                говорящего или пишущего.

 

        Г. Богатство речи человека связано не только с употреблением синтаксических

               конструкций или слов, а еще с разнообразием мыслей и интересов человека.

               Выполнение упражнения № 87.

   Чтение текста.

-          С кем из мальчиков вам захотелось поговорить?

-          У кого речь богаче?

-          Чем вы можете это доказать?

 Речь Мишки представляет собой весь перечень продуктового магазина. В его высказывании все микротемы находятся в строгом соответствии с отделами в гастрономе.

Речь Дениски разнопланова. Мальчик любит различные игры: домино, шашки, шахматы. В его жизни есть место для близких ему людей. Для Дениски очень важно то, что отец понимает его желание завести собаку, внимательно выслушивает его. Мечта мальчика о собаке – это мечта о нежной, преданной дружбе, любви. Микротемы в речи Дениски разнообразны, интересны.

-          Какова коммуникативная задача и того и другого мальчика?

Рассказать. Мишка рассказывает о любимой еде, употребляя речевые средства, подчеркивающие, что он любит поесть (однородные члены предложения).

-          Приведите пример.

Дениска начинает каждую микротему одинаково: «Я люблю» Но в дальнейшем мы можем заметить особенности в речи мальчика. Богатые синтаксические конструкции.

-          Примеры.

-          Одинаково ли мальчики произносят свои высказывания?

 

Мишка говорит, стараясь ничего не забыть, не упустить, назвать как можно больше всего, что он любит. Говорит громко, быстро.

 

Дениска говорит негромко, неторопливо, погружаясь в свои мечты.

 

Вывод: Речь человека обогащается за счет разнообразия синтаксических конструкций, слов, мыслей.

 

7.       Самостоятельная работа на расширение словарного запаса.

       На данном этапе можно использовать для описания любой предмет, который 

       детям хотелось бы наделить его какими – либо качествами. Например, яблоко.

      Составление тематического словаря.

 

8.       Домашнее задание.

Создать текст о яблоке. Описывая его, следует избегать однообразия.

 

9.       Подведение итогов урока.

 

____________________________________________________________

*ООО   «Медиаресурсы» за предоставленные автором материалы ответственности не несёт