Ф.А. Бронников. Больной у стен католического монастыря. 1874

Популярный в свое время художник Федор Андреевич Бронников (1827 - 1902), профессор исторической живописи, родился в мещанской семье г. Шадринска. Первоначальные художественные навыки получил у своего отца - иконописца. В 1843 году приехал в Санкт-Петербург, где работал в технике офорта у Е.Е. Бернадского. Затем почти десять лет учился в Императорской Императорской академии художеств у А.Т. Маркова. В 1853 году за программную работу "Божья Матерь Всех Скорбящих радость" награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника I степени и право пенсионерской поездки за границу. В 1854 году он выезжает за границу и через Германию, Францию и Швейцарию приезжает в Италию.

К середине XIX века в Риме сложилась довольно многочисленная колония русских художников. Выпускники Академии художеств А.П. Боголюбов, И. Кабанов, А.Ф. Чернышев, Л.Ф. Лагорио, И. Давыдов, В. Максутов много времени уделяли изучению памятников Рима, его античного, средневекового и Ренессансного периодов, интересовались современной жизнью Италии, её искусством, культурой. Вместе с товарищами Бронников путешествует по стране, делает множество зарисовок и этюдов с натуры. Работы этого периода полны живого восприятия окружающей действительности. На них изображены бедные хижины и домики, сцены на улицах городов и деревень, рыбаки, стирающие белье женщины, играющие дети, нищие на площадях и у храмов, мальчишки пасущие коз и свиней.

В этих работах очень живых и реалистичных, чувствуется влияние бытовых зарисовок П. Федотова.

В Амальфи Бронников вместе с друзьями наблюдает сцену, которая дала сюжет для его будущей картины "Больной у стен католического монастыря", написанной в 1874 году. Его друг и сокурсник по Академии художеств А.П. Боголюбов писал в "Записках моряка-художника"(своих воспоминаниях): "… Бронников подметил с натуры хорошую картину, которую и исполнил… К воротам монастыря принесли больного малярией. На веранде над морем сидит братия и попивает вино, а в калитку высунулась толстая лоснящаяся морда капуцина, который гонит к черту больного и окружающих".

Выбрав повествовательный сюжет для картины, Бронников хочет дать представление о прошлом и будущем изображенной ситуации. С этой целью художник применяет целый ряд интересных композиционных приемов.

Все изображенные люди на картине Бронникова разбиты на группы, каждая из которых раскрывает свою сюжетно-образную линия, важную для понимания всего происходящего. В центре композиции - женщина, стоящая у полуоткрытой двери католического монастыря, которая обращается к монаху с просьбой о помощи. У порога лежит больной. Рядом - его дети. Обессиленная девочка склонилась к каменным перилам крыльца, мальчик с надеждой смотрит на монаха. Через выразительные позы и жесты художник дает характеристика персонажей.

Не менее важна для раскрытия смысла картины и "подоплеки" происходящего группа трапезничающих на озаренной солнцем веранде монахов. Автор изобразил на втором плане, вдалеке, их силуэты подчеркивая, безразличие к бедам и страданиям простых людей.

Как символ пошатнувшейся веры в человеколюбие церкви, художник изобразил согнутый крест у входа в монастырь.

Колорит картины строится на красивом сопоставлении охристо-коричневых теплых и зеленовато-синих, голубых холодных тонов. С помощью света Бронникову удалось передать ощущение летних сумерек, контраст между бесконечно голубым морем, тающими в воздушной дымке городскими постройками освещенными лучами заходящего солнца и сумеречным холодом исходящим от стен монастыря.

Справочный материал

МОНАСТЫРИ (от греч. monasterion - келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие - буддийские монастыри (сер. 1-го тыс. до н. э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри - крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.

КАПУЦИНЫ, члены нищенствующего ордена, отделившегося в 1528 от ордена францисканцев-обсервантов. Приверженцы строгого соблюдения заветов св. Франциска Ассизского, последователи Матфея Басчио (1495-1552), носившего особый капюшон (итал. cappuccio от лат. caputium - отсюда название ордена). "Капуцины" - первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Первоначально действовали в Италии. В 1560 получили частичную, а в 1619 полную самостоятельность. Распространились по всей Западной Европе, став одной из важнейших сил католической контрреформации в 16 в.

БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, отражает повседневную жизнь во всех ее проявлениях В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.

Довгаленко А.С.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева