Тарелка мелкая c цветочной росписью. 1788

Францию мода на фарфор захлестнула в 18 веке. Сначала при поддержке короля было налажено производство мягкого фарфора в Севре. Севр - это небольшой городок рядом с Парижем. Он расположен в одном из самых живописных уголков Франции - неподалёку от знаменитого парка Сен-Клу, на полпути от Парижа к Версалю. После того как в Лиможе были обнаружены залежи каолина (фарфоровой глины), в Севре с 1769 г. начали производить твёрдый фарфор.

Многие севрские сервизы известны под названиями, данными им исходя из характера росписи. Тарелка, произведённая на Севре в 1788 г. и расписанная мадам Жерар, работавшей на фабрике в эти годы, входила в состав сервиза "Jardin" ("Сад"). Название "Сад" сервиз получил по названию скромного орнаментального декора растительного характера. Узор этот был типичен для последних десятилетий 18 в. Он появился около 1785 г. и использовался в течение революционных лет. Эта декоративная роспись, отвечающая требованиям зарождающегося неоклассицизма (простота, естественность, белый фон фарфора), состоит из волнистой темно-синей полосы по борту, из зубцов которой вырастают пучки ярких цветов. Сервиз выполнен из мягкого фарфора. Глазурь такого фарфора отличается от глазури твёрдого фарфора составом и более низкой температурой обжига. Главное достоинство этой глазури - удивительно чистый цвет росписи. При обжиге предметов легкоплавкая глазурь соединялась с красками и придавала им необычайную сочность, глубину и чистоту тона. Кроме этого, сравнительно низкая температура обжига позволяла использовать широкую палитру красок, обогащать её цветовыми оттенками, потому что краски не сгорали, сохраняя свою яркость.

Судьба этого сервиза очень интересна. Он находился в коллекции Н.Б. Юсупова и его потомков. Часто, когда предметы сервизов разбивались, производили т. н. доделки. В России доделывали как отечественные, так и иностранные сервизы. При этом старались как можно точнее воспроизвести оттенки красок и особенности росписи оригинальных вещей. В Радищевском музее имеются доделки к сервизу "Сад", произведённые на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в эпоху Екатерины II и на Юсуповском заводе в Архангельском в Москве. В настоящее время некоторые предметы этого сервиза находятся в Эрмитаже.

Справочная информация

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в 1709 г. Иоганном Беттгером в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена). После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Мягкий фарфор - ранняя разновидность европейского фарфора, смесь толчёного стекла или фритты (для придания полупрозрачности) с белой глиной, мыльным камнем, известью и т.д. Обжигался при относительно низкой температуре и покрывался свинцовой глазурью. Мягким фарфор назван за то, что его масса не выдерживает сильного обжига, начинает деформироваться. К тому же такой фарфор поддаётся обработке напильником.

Юсупов, Николай Борисович (1794-1849) - один из самых знаменитых представителей рода князей Юсуповых. Он был и первым директором Эрмитажа, и русским посланником в Италии, и главноуправляющим Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также всеми театрами России, министром Департамента уделов, ведавшим всеми императорскими и великокняжескими усадьбами и дворцами, президентом Мануфактур-коллегии, членом Государственного Совета. Он имел высший чин действительного тайного советника первого ранга, был награжден всеми орденами Российской империи и многими иностранными. Павлом I его ведению был поручен Императорский фарфоровый завод. Юсупов собрал огромную коллекцию книг, картин, скульптур, произведений прикладного искусства. При князе Юсупове было создано изумительное по красоте и богатству имение Архангельское.

Юсуповский завод - князь Н.Б. Юсупов открыл в своих вотчинах различные художественные производства: фабрику по изготовлению ковров в Ракитной, Купавинскую шелкоткацкую фабрику, хрустальный и фарфоровый заводы в Архангельском. Фарфоровая фабрика просуществовала с 1818 по 1831 гг. Поначалу живописцы завода расписывали привозной белый фарфор русских и зарубежных заводов; позже завод стал производить и собственный фарфор.

Петрова В.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева