4. Выдвижение гипотез об изменениях воздуха в ходе дыхания

Ученикам предлагается самостоятельная работа: на черновых листах нарисовать свою схему, объясняющую, что происходит с воздухом в теле живого существа, и объяснить схему словами. В это время учитель просматривает работу в ходе ее выполнения и выбирает 4-5 кандидатов на исполнение схемы на доске (разнообразие вариантов).
Выбранные ученики идут к доске и рисуют свои схемы. Затем садятся на места все, кроме одного ученика, который описывает свою схему. Учитель и дети задают вопросы на понимание схемы, проверяют соответствие сказанного вслух и схематичного изображения. (Все ли сказанное показано на схеме? Правильно ли, в соответствии со словами, оно отображено? Как лучше показать?)
А) Схемы дорабатываются по таким основным направлениям: 1) изменение количества воздуха, 2) изменение качества воздуха. Сначала такое направление обсуждения проявляется в вопросах учителя, а затем дети подхватывают его и начинают следующим выступающим задавать вопросы о количестве и качестве воздуха, если не понимают гипотезу автора из его слов или схемы.
Б) «Чтение схем» можно дополнить таким методическим приемом: «Поднимите руки на уровень груди. Посмотрите на схему Ильи. Что происходит с объемом воздуха? Покажите это руками». Ученики постепенно догадываются, что можно поднять руки и, тем самым, показать увеличение объема воздуха». И так далее для других схем.
В) Фрагменты урока (работа со схемами).
Илья у доски.
Первоначальный вид схемы - схема Ильи-1
Текст Ильи: - Пусть это легкие. При вдохе вдыхается чистый воздух, а в легких в него влетают миллионы бактерий.
Вопросы к Илье:
- Видно ли в схеме, что добавляются бактерии?
- Где на схеме тело?
Доработанная схема Ильи - схема Ильи-2

схема1-4
схема2-4

Лиза у доски.
Первоначальный вид схемы - схема Лизы-1
Вопросы к Лизе:
- меняется ли воздух по количеству? (Лиза: нет)
- меняется ли воздух по качеству? (Лиза: да, но я не знаю, как)
Доработанная схема Лизы - схема Лизы-2

схема4-4
схема10-4

Витя у доски.
Вопросы к Вите:
- Ты точно уверен, что каждое животное вдыхает кислород и выдыхает углекислый газ?
Витя: да. Я ни разу не встречал другого и не читал о таком.

схема5-4

Вера у доски.
Первоначальный вид схемы - схема Веры-1
Вера: сначала в воздухе больше кислорода и меньше углекислого газа. Там есть еще что-то, но я не знаю, что. Потом становится наоборот – больше углекислого газа и меньше кислорода.
Вопросы к Вере:
- В чем сходство с идеей Вити?
- В чем различие?
Лиза: откуда берется такое количество углекислого газа? Из чего оно получается?
(Вопрос Лизы записывается в тетради)
Учитель: кто заметил, что Вера сказала больше, чем нарисовала?
Дорабатывают схему Веры (схема Веры-2)

схема6-4
схема7-4

Вася у доски.
Первоначальный вид схемы - схема Васи-1
У: Задайте Васе вопросы про количество и качество воздуха.
Д: Вася, воздуха становится меньше или остается столько же? (Вася: меньше) Меняется ли он? (Вася: нет, только его количество уменьшается).
Доработанная схема Васи - схема Васи-2

схема8-4
схема9-4

Методический прием: Кто считает, что Вася (Вера, Витя) нарисовал все, что сказал, поднимите руки. Кто считает, что Вася (Вера, Витя) нарисовал не все, что сказал, поднимите руки. Кто не поднял руки ни в первый, ни во второй раз?

Леша: Воздух вдыхается, а потом выдыхается не весь. Часть его изменяется и выдыхается потом. С другим выдохом. Поэтому выдыхаемого воздуха меньше.
У: Леша, а то, что мы выдыхаемся сейчас, это то, что мы только что вдохнули, + результат каких-то предыдущих вдохов?
Леша: да.
Учитель: значит, можно считать, что по объему выдохнутый воздух равен вдохнутому.
Леша (подумав): да.
Затем записывается дата и номер занятия и его тема: «Что происходит с воздухом в теле животного?» (вариант: «живого существа»). Ученики зарисовывают в тетради каждую обсужденную и доработанную схему с доски, подписывая имя ее автора. Естественно, что одинаковые схемы не перерисовываются дважды, а просто под одной схемой подписываются имена двух авторов.
Подводится итог: гипотезы разные. У кого-то показано, что воздух изменялся по количеству, у кого-то по качеству.
Учитель: Что можно сделать с этими гипотезами? Поверить кому-то?
Д: Проверить на опыте. Так можно узнать, что на самом деле происходит с воздухом.