Тарелка мелкая в стиле "шинуазри". 1791-1792 годы

В последней четверти 18 в. увлечение экзотикой Востока, в частности Китаем и Японией, откуда привозился фарфор и другие предметы роскоши, привело к тому, что европейские мастера стали производить вещи в "китайском стиле". Это направление получило название "шинуазри" ("китайщина"), произошедшее от французского "la China" - Китай.

На тарелке, произведённой на Севрской мануфактуре во Франции, роспись имитирует китайские художественные лаки. Подобные вещи Севр начал выпускать в 1770-е гг. На зеркале (центральной части тарелки) изображена сценка из китайской жизни: на фоне причудливой восточной архитектуры и экзотического пейзажа китайцы отдыхают, рыбачат, занимаются повседневными делами. По борту тарелки такие же сценки. В рисунке спользованы самые колоритные на европейский взгляд черты: изогнутые силуэты крыш, хрупкие, воздушные архитектурные сооружения, конусообразные шляпы, характерные причёски. Несмотря на китайский колорит, архитектура и одежда китайцев изображены весьма условно, так, как их представляли себе европейцы.

Обычно роспись исполнялась на фарфоре по чёрному фону золотом и серебром. Серебро со временем тускнело, и в конце 18. в. его заменили платиновой краской, сохранявшей первозданный цвет и блеск. Тарелка расписана двуцветным золотом и платиной. Роспись исполнена прекрасным севрским мастером шинуазри, живописцем и позолотчиком Луи-Франсуа Леграном.

Справочная информация

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в 1709 г. Иоганном Беттгером в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена). После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Францию мода на фарфор захлестнула в 18 веке. Сначала при поддержке короля было налажено производство мягкого фарфора в Севре. Севр - это небольшой городок рядом с Парижем. Он расположен в одном из самых живописных уголков Франции - неподалёку от знаменитого парка Сен-Клу, на полпути от Парижа к Версалю. После того как в Лиможе были обнаружены залежи каолина (фарфоровой глины), в Севре с 1769 г. начали производить твёрдый фарфор.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Мягкий фарфор - ранняя разновидность европейского фарфора, смесь толчёного стекла или фритты (для придания полупрозрачности) с белой глиной, мыльным камнем, известью и т.д. Обжигался при относительно низкой температуре и покрывался свинцовой глазурью. Мягким фарфор назван за то, что его масса не выдерживает сильного обжига, начинает деформироваться. К тому же такой фарфор поддаётся обработке напильником.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Китайские художественные лаки - /англ. lacquer, фр. Laques, нем. Lackarbeiten/, техника декорирования изделий из дерева, металла, папье-маше, покрытие их прозрачным или более плотным веществом, называемым лаком. Как правило, эти изделия, украшенные резьбой, росписью, инкрустацией, гравировкой, отличает блеск зеркальной полированной поверхности, яркость (контрастность) цвета, а в резных лаках - богатая игра светотени. Натуральный лак, используемый в Китае, Японии и Корее, получают из сока сумаха - лаконосного дерева (Rhus verniciflua), произрастающего на Дальнем Востоке. Лаком можно покрывать различные материалы. Однако чаще всего лакируют дерево, обладающее красивой по рисунку текстурой - кипарис, кедр или сосну. Множество методов декорирования лаковых изделий разделяются на две категории: резьба и роспись поверхности. Наиболее известна и популярна тончайшая полихромная и золотая роспись лаками по черному или цветному фону.

Петрова В.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева