Тема урока «Законы геометрической оптики»*

Цель урока: Познакомить учащихся с законами отражения и преломления света. Объяснить условия возникновения полного отражения.

 

Новые понятия

Демонстрации

Оборудование

Задачи

Литература

Принцип Гюйгенса,

вторичная волна,

луч падающий,

полное отражение.

·         Зеркальное отражение

·         Отражение света

·         Преломление света

·         Полное отражение света

·         Образование тени и полутени

·         Миражи

·         Призма

Компьютер

Видеопроектор

Мультимедийная презентация

Динамики

№ 1090, Р.

Сборник задач по физике (Рымкевич), 1983 г.


Демонстрационные опыты по физике (Покровский),   1970 г.

Домашнее задание: ЛОС-22, § 60-62.

Ход урока:

I. Устный опрос:

1. Когда и кем впервые была измерена скорость света?
2. Численное значение скорости света в вакууме.
3. Как зависит скорость света от среды?

II. Изложение нового материала.

1. Принцип Гюйгенса.
2. Закон отражения света.
3. Закон преломления света.
4. Полное отражение света.
5. Применение на практике данных законов.

III. Решение задачи.

IV. Закрепление материала ЛОС-22.

 

 

 

 

I.                    Урок начинается с объявления темы и цели урока.

 

II.                 Повторение материала изученного на прошлом уроке.

 

III. Изучение нового материала.

1)      Принцип Гюйгенса. Объясняется 1 блок листа опорных сигналов. Формулируется принцип Гюйгенса. Работа с учебником (дети самостоятельно находят в учебнике исторические сведения об ученом).

 

 

2)      Показывается фрагмент: «Поведение светового луча», из которого следует вывод, что свет может поглощаться, отражаться, рассеиваться, преломляться.

 

 

 

 

 

 

3)      Рассматриваем демонстрацию закона отражения света. Формулируется закон отражения света.

 

 

4)      Рассматривая данный рисунок, дайте ответ на вопрос: Почему мы видим только часть книги?

 

 

5)      Виды отражения света: зеркальное и диффузное.

 

 

 

 

 

 

 

 

6)      Как пример отражения света, рассматриваем изображение в плоском зеркале. Вместе с учащимися даем характеристики изображению в зеркале.

 

 

7)      Объясняется 2 блок конспекта (дети заносят его в тетрадь). Формулируется полностью закон отражения света. Дается формулировка закона преломления света. Математическую запись закона преломления вынести на доску, еще раз обратить внимание детей на его запись.

8)      Демонстрируется преломление света на границе двух сред.

 

 

 

 

 

 

 

 

9)      Демонстрируется фрагмент преломления света. Обратить внимание на поведение преломленного светового луча, в зависимости от плотности сред.

 

 

10)  Познакомить учащихся с понятием полного отражения света.

11)  На примере анимационной картинки «Мираж» объясняется причина возникновения полного отражения света. Рассказывается о применении законов геометрической оптики человеком на практике.

 

 

12)  Объяснить учащимся поведение светового луча в стеклянной призме, обратить внимание на двойное преломление света на границах раздела 2-х сред.

 

 

 

13)  На экране появляется полностью лист опорных сигналов сегодняшнего урока, учитель еще раз акцентирует внимание детей на главном.

14)  Задание на дом:

 

 

15)  Повторить материал основной школы по прямолинейному распространению света. Образование тени и полутени. Показать парадоксальное явление «Появление монеты в чашке», которое объясняется с точки зрения закона преломления света.

 

16)  Фильм-загадка. Показать фрагмент фильма «Горит ли свеча в воде?» с постановкой вопроса, чтобы на следующем уроке выслушать мнения учащихся по данному фрагменту.

 

 

17)Решение задачи №1090, Рымкевич. Сборники задач и четырехзначные таблицы на столах. Задача на закрепление изученного материала (закона преломления света). Учащийся читает условие задачи, по таблице дети находят показатели преломления для необходимых сред. Задача решается у доски.

 

_____________________________________________________________________________________________  

 

*ООО «Медиаресурсы» за предоставленные автором материалы ответственности не несёт