Ф.С. РОКОТОВ. ПОРТРЕТ А.П. СТРУЙСКОЙ. 1772

Портрет Александры Петровны Струйской (1754-1840) создан Рокотовым в годы его творческого расцвета. С семейством Струйских у художника установились близкие, дружественные отношения. В их Пензенском имении Рузаевке, где подолгу гостил художник, были написаны лучшие портреты 1770-х годов.

Князь И.М. Долгорукий, поэт и биограф семьи, писал о героине портрета: "Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан я бы был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней". Художник не мог не попасть под обаяние этой пленительной женщины. Неясный свет мягко освещает юное одухотворенное лицо. Тонкие черты тают, расплываются в полутенях. Цвет - важнейшее средство художественной выразительности у Рокотова. Причудливая изысканность полутонов, деликатная золотисто-пепельная цветовая гамма создает в портрете эффект мерцания, кажется прозрачной дымкой, окутывающей героиню и словно бы созвучной ее внутренней жизни. Мастера почти не интересует яркость и богатство материального мира, что так занимало большинство живописцев XVIII столетия.

Бесконечно богатые градации неярких тонов звучат как намек на прекрасные и многообразные проявления духовного начала, которые художник предчувствует в своей героине. Еще современники мастера отмечали его умение "проникать во внутренность души". В образе Струйской живет тайна, недосказанность, столь свойственные героям многих портретов художника тех лет.