М.В. Матюшин. Движение в пространстве. Не позднее 1921

Михаил Матюшин был профессиональным скрипачом, писателем и комментатором мистической литературы. В его творчестве живопись и музыка постоянно соседствовали, взаимодействовали, взаимно обогащая друг друга, и породили своеобразную цвето-музыкальную теорию «расширенного смотрения», в основе которой лежит изучение пространства и принципов взаимодействия цвета и среды, цвета и формы, цвета и звука, цвета и времени.

«Движение в пространстве» – синтетический образ мира, один из многочисленных живописных «экспериментов», с помощью которых художник стремился добиться создания нового образа натуры на плоскости картины, приучая глаз воспринимать каждую видимую деталь как часть огромного целого. Постижение мира Матюшин реализует через разработанную им своеобразную систему взаимодействия всех органов чувств – «осязания, слуха, зрения и мысли». Второй составляющей теории «расширенного смотрения» стало учение о трех взаимодействующих цветах, создающих ощущение гармонии в восприятии человека. В картине каждый основной цвет в нейтральном пространстве вокруг воссоздает в нашем восприятии второй цвет, контрастный основному, и вместе они создают третий, дополнительный. Супрематические формы, как у Малевича, летят куда-то вправо и вверх в белом пространстве. Но у Матюшина они развоплотились и слились в сплошной радужный поток, который и становится предметом его медитации.