Комментарий методиста Т.Л. Массаровой,
ассистента кафедры художественного образования
Брянского государственного университета,
к уроку Романкова В.О., учителя изобразительного искусства.
Тема урока: Изображение времени.
Вид урока: рисование на тему.
Задачи урока: отражение такого всеобщего и всеохватного явления, как время, с новой, индивидуальной позиции; передача мыслей и отношения к реальности в неожиданной форме; формирование духовных потребностей подростков в познании сущностных явлений, в гармонии с миром, в пробуждении новых мыслей.
Урок проводится по экспериментальной программе "Художник и мировоззрение" (второй урок по теме).
ход урока
1. 00.00 - 01.45. Определение темы и задач урока.
Формулировка темы предстоящей работы предлагается гостем, присутствующим на уроке; он же раскрывает сложность наглядного отображения поставленной задачи и задает направление размышлений.
2. 01.46 - 10.03. Вступительная беседа. Углубление в тему.
Тема урока рассматривается комплексно с различных сторон - в философии, в искусстве, в бытовом значении. С целью дальнейшего анализа учащимся предлагается рассмотреть картину Питера Брейгеля "Слепые". Пока учащиеся знакомятся с репродукцией, в беседе уточняются направления дальнейшей работы. Учитель проводит параллели между временными явлениями и явлениями реальной действительности. Формулируется основная проблема - проблема изображения явления, которое находится в постоянном движении, бесконечно изменяется, проходит для человека зачастую незаметно.
Учитель предлагает подробнее рассмотреть понятие "время". Учащиеся стремятся высказать свое мнение и отношение к этому явлению, Затем им предлагается ответить на вопрос: как запечатлеваются временные события в изобразительном искусстве.
3. 10.03 - 15.15. Анализ произведения искусства.
Анализ картины Брейгеля затрагивает как внешнюю сторону, так и внутреннее содержание (идею произведения). Учащиеся описывают ее сюжет, определяют основную мысль произведения, высказывают свои суждения по поводу изображенного, пытаются перенести идею произведения на жизненные реалии. В итоге учитель подводит школьников к выводу о том, что в работе предугадывается четко определенное будущее время, а само явление времени в искусстве раскрывается через аллегорию.
4. 15.15 - 24.58. Уточнение замысла будущей работы.
Первоначальный замысел начал формироваться на предыдущем уроке; цель этого этапа беседы состоит в окончательной его доработке, в формировании более детального образа, в более полном осмыслении идеи, а также в выборе средств и форм раскрытия художественного образа.
Учитель просит составить ассоциативный ряд к понятию "время". В беседе прослеживается раскрытие образа времени через различные сопоставления. Затем учитель приводит несколько примеров отображения времени в искусстве. Основной вывод, который делается на этом этапе - время - это процесс постоянного развития, движения.
5. 24.58 - 26.17. Самостоятельная практическая работа.
Учитель предлагает задание творческого характера, позволяющее проявить творческую инициативу, свободу воображения, художественные способности. Задача работы - отобразить свое понимание проблемы времени. Подобные задания способствуют развитию творческого потенциала ученика, развитию гибкости и вариативности в интеллектуальной и исполнительской сфере. С целью поощрения интереса, самостоятельности школьников, проявления их индивидуальности им предоставляется как можно больше свободы в выборе конкретной художественной техники.
В процессе работы учитель дает лишь технологические рекомендации, не вмешиваясь в особенности трактовки художественного образа.
6. 26.17 - 38.56. Анализ работ учащихся.
Учащиеся по-очереди демонстрируют - свои работы и поясняют раскрываемую идею. При анализе основное внимание уделяется передаче образа времени, оригинальности и осмысленности выражения темы. Учащиеся имеют возможность высказать свое мнение о работах одноклассников, поразмышлять над проблемой, увидеть, как она решается с другой точки зрения.
В работах представлены самые разные подходы к трактовке явления времени. Важно, что учащиеся задумываются над глобальными вопросами, учатся рассуждать, излагать свое понимание темы и находить наиболее подходящие средства для выражения мыслей. Об этом и говорит учитель, подводя итог урока.