Комментарий методиста Т.Л. Массаровой,

                                                                                                               ассистента кафедры художественного образования  

                                                                                                               Брянского государственного университета,

к уроку Романкова В.О., учителя изобразительного искусства.

 

 

Тема урока: Изображение времени.

Вид урока: рисование на тему.

Задачи урока: отражение такого всеобщего и всеохватного явления, как время, с новой, индивидуальной позиции; передача мыслей и от­ношения к реальности в неожиданной форме; формирование духовных потребностей подростков в познании сущностных явлений, в гармонии с миром, в пробуждении новых мыслей.

Урок проводится по экспериментальной программе "Художник и миро­воззрение" (второй урок по теме).

ход урока

1.  00.00 - 01.45. Определение темы и задач урока.

Формулировка темы предстоящей работы предлагается гостем, при­сутствующим на уроке; он же раскрывает сложность наглядного отоб­ражения поставленной задачи и задает направление размышлений.

2.  01.46 - 10.03. Вступительная беседа. Углубление в тему.

Тема урока рассматривается комплексно с различных сторон - в философии, в искусстве, в бытовом значении. С целью дальнейшего анализа учащимся предлагается рассмотреть картину Питера Брейге­ля "Слепые". Пока учащиеся знакомятся с репродукцией, в беседе уточняются направления дальнейшей работы. Учитель проводит парал­лели между временными явлениями и явлениями реальной действи­тельности. Формулируется основная проблема - проблема изображения явления, которое находится в постоянном движении, бесконечно из­меняется, проходит для человека зачастую незаметно.

Учитель предлагает подробнее рассмотреть понятие "время". Уча­щиеся стремятся высказать свое мнение и отношение к этому явлению, Затем им предлагается ответить на вопрос: как запечатлеваются вре­менные события в изобразительном искусстве.

3.  10.03 - 15.15. Анализ произведения искусства.

Анализ картины Брейгеля затрагивает как внешнюю сторону, так и внутреннее содержание (идею произведения). Учащиеся описывают ее сюжет, определяют основную мысль произведения, высказывают свои суждения по поводу изображенного, пытаются перенести идею произ­ведения на жизненные реалии. В итоге учитель подводит школьников к выводу о том, что в работе предугадывается четко определенное будущее время, а само явление времени в искусстве раскрывается через аллегорию.

4.  15.15 - 24.58. Уточнение замысла будущей работы.

Первоначальный замысел начал формироваться на предыдущем уроке; цель этого этапа беседы состоит в окончательной его доработке, в формировании более детального образа, в более полном осмыслении идеи, а также в выборе средств и форм раскрытия художественного образа.

Учитель просит составить ассоциативный ряд к понятию "время". В беседе прослеживается раскрытие образа времени через различные сопоставления. Затем учитель приводит несколько примеров отображе­ния времени в искусстве. Основной вывод, который делается на этом этапе - время - это процесс постоянного развития, движения.

5.  24.58 - 26.17. Самостоятельная практическая работа.

Учитель предлагает задание творческого характера, позволяющее проявить творческую инициативу, свободу воображения, художествен­ные способности. Задача работы - отобразить свое понимание проб­лемы времени. Подобные задания способствуют развитию творческого потенциала ученика, развитию гибкости и вариативности в интеллек­туальной и исполнительской сфере. С целью поощрения интереса, са­мостоятельности школьников, проявления их индивидуальности им предоставляется как можно больше свободы в выборе конкретной ху­дожественной техники.

В процессе работы учитель дает лишь технологические рекоменда­ции, не вмешиваясь в особенности трактовки художественного образа.

6.  26.17 - 38.56. Анализ работ учащихся.

Учащиеся по-очереди демонстрируют - свои работы и поясняют рас­крываемую идею. При анализе основное внимание уделяется передаче образа времени, оригинальности и осмысленности выражения темы. Учащиеся имеют возможность высказать свое мнение о работах одно­классников, поразмышлять над проблемой, увидеть, как она решается с другой точки зрения.

В работах представлены самые разные подходы к трактовке явле­ния времени. Важно, что учащиеся задумываются над глобальными во­просами, учатся рассуждать, излагать свое понимание темы и нахо­дить наиболее подходящие средства для выражения мыслей. Об этом и говорит учитель, подводя итог урока.