А.П. Лосенко. Авраам приносит в жертву сына своего Исаака. 1765

Картина была написана молодым художником в Париже, где он обучался живописи и рисунку в мастерской Вьена – одного из представителей нового направления в искусстве – классицизма, возникшего под влиянием просветителей, и стала своеобразным итогом этого обучения, получив положительную оценку и французских, и русских художников. В этой работе молодой Лосенко предстает вполне сложившимся мастером. Художник точно следует библейскому тексту. Сюжет Ветхого завета, ставший темой картины, предоставляет возможность показать столкновение противоречивых страстей. По преданию, Бог предложил Аврааму принести в жертву единственного сына, Исаака, но, видя его готовность, предотвратил непоправимое: посланный им ангел указал Аврааму на агнца, запутавшегося в кустах. Композиция картины исполнена экспрессии. Наиболее выразительна фигура Авраама, одновременно динамичная и монументальная.

Ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком. Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством. Величественный библейский патриарх, задрапированный в бледно-зеленые и голубоватые ткани, падающие пластическими складками, в ужасе отводит глаза от своей покорной жертвы – бледного тела Исаака, распростертого на поленице, приготовленной для жертвенного костра. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость, на лице Авраама, ужас неожиданности в напряженном жесте его левой руки и – строгий взгляд вестника неба, непреложность его повеления. Безволие Исаака, поникшая прядь белокурых кудрей, как бы замершая в нем жизнь лишь подчеркивают напряженность момента.

Рисунок и анатомическая верность фигур безупречны, детали отточены, даже складки ткани выразительны и рельефны.