В.В.Коновалов. Мертвые души. Селифан и Петрушка. 1902

Коновалов Василий Васильевич - талантливый живописец, выпускник Императорской Академии художеств, с 1884 по1906 гг. жил в Саратове. Драматизм и сложность эпохи рубежа 19-20 веков отразились на его мироощущении и творчестве. Тематика его произведений связана с человеческими страданиями и смертью. Содержание таких картин, как "Нашли", "До вскрытия", "На больничном дворе", вызывает чувство печали и обреченности. Коновалов хранил строгую приверженность реализму, связанную с традициями передвижничества. Его учениками были известный скульптор А.Т. Матвеев и художник-символист В.Э. Борисов-Мусатов, отзывавшиеся о своем учителе с большой благодарностью и теплотой. Преподавая с 1898 г. в Боголюбовской рисовальной школе, он оказал большое влияние на учащуюся молодежь и художественную среду Саратова.

Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя были выполнены художником в 1902 году по заказу Саратовского земства, которое хотело отметить пятидесятилетие со дня смерти писателя изданием его избранных произведений. Большинство предшественников и современников Коновалова, иллюстрируя Гоголя, обращалось к средствам графики, черно-белые цветовые контрасты которой помогали выразить гиперболичность и сатирическую заостренность образов, способствовали ясности и четкости характеристик. На решение мастера сделать живописные иллюстрации могли повлиять две причины. Во-первых, Коновалов, хотя и много рисовал, прежде всего был живописцем. Во-вторых, изобразительность как черта гоголевского стиля могла импонировать художнику. Живописные средства давали возможность более полно отразить многоплановость и глубину постижения жизни гениальным писателем, фантастичность этой жизни, ушедшую в обыденность, в быт. Не всегда язык графики способен это выразить.

Глубокое знание провинциального быта, использование интерьера, вещного мира в качестве средств характеристики персонажей сближают Гоголя и Коновалова. Черно-белая колористическая гамма позволяет художнику решать различные задачи. В одних сюжетах этот колорит как нельзя лучше соответствует унылой жизни русской провинции середины 19 века. В других - является выразителем социальных или психологических контрастов, подчеркивает ироническую или сатирическую оценку персонажей.

В цикле иллюстраций к "Мертвым душам" Коновалов следует методу своего предшественника - графика А.А. Агина, первого иллюстратора поэмы Гоголя. Живописный рассказ В.В. Коновалова воссоздает эпизод за эпизодом сюжет гениального литературного произведения. Его иллюстрации отличает высокое профессиональное мастерство.

На этой иллюстрации запечатлены портреты спутников Чичикова, сопровождающих хозяина на всем протяжении его авантюрного путешествия, - лакея Петрушки и кучера Селифана. Коновалов, как и Гоголь, считает, что "для читателя будет не лишним познакомиться с сими двумя крепостными людьми нашего героя. Хотя, конечно они лица не так заметные и то, что называют второстепенные или даже третьестепенные, хотя главные ходы и пружины поэмы не на них утверждены и разве кое-где касаются и легко зацепляют их, - но автор любит чрезвычайно быть обстоятельным во всем<…>". Писатель иронизирует над читателем: "Но автор весьма совестится занимать так долго читателей людьми низкого класса, зная по опыту, как неохотно они знакомятся с людьми низкого сословия". В поэме Гоголя важную роль играет тема народной России, раскрытая автором не только в лирических отступлениях и в пейзаже, но и в образах крепостного крестьянства. Характерными представителями подневольного сословия являются слуги главного героя - Петрушка и Селифан.

На иллюстрации изображен фрагмент эпизода, которому предшествовали следующие события. Петрушка, почистив одежду хозяина после оформления купчей и "вспрыскивания покупки": "<…>взглянул с галереи вниз и увидел Селифана, возвращавшегося из конюшни. Они встретились взглядами и чутьем поняли друг друга: барин-де завалился спать, можно и заглянуть кое-куда. Тот же час, отнесши в комнату фрак и панталоны, Петрушка сошел вниз, и оба пошли вместе, не говоря друг другу ничего о цели путешествия и балагуря дорогою совершенно о постороннем. Прогулку сделали они недалекую: именно, перешли только на другую сторону улицы, к дому, бывшему насупротив гостиницы, и вошли в низенькую стеклянную закоптившуюся дверь, приводившую почти в подвал, где уже сидело за деревянными столами много всяких: и бривших и не бривших бороды, и в нагольных тулупах и просто в рубахе, а кое-кто и во фризовой шинели. Что делали там Петрушка с Селифаном, бог их ведает, но вышли они оттуда через час, взявшись за руки, сохраняя совершенное молчание, оказывая друг другу большое внимание и предостерегая взаимно от всяких углов".

Герои изображены на фоне унылого сумеречного городского пейзажа, еле намеченного художником. Над пустынной широкой улицей с грязной мостовой нависает низкое и пасмурное вечернее небо, невдалеке виднеются очертания приземистых серых домишек. Пейзаж является живописной метафорой их подневольной жизни, серой и безотрадной, посвященной обслуживанию хозяина. Единственной отдушиной, отрадой для крепостного становятся выдающиеся иногда мгновения свободы от власти и догляда господина. Отвести и согреть душу поможет "царев кабак", где для русского человека всегда найдется средство залить грусть-тоску.

Хмельное состояние героев выражает не только неустойчивое положение их качающихся фигур с широко расставленными ногами и руками. Художник заставил в ритме с героями раскачиваться весь окружающий их мир: накренившуюся дощатую мостовую, наклонившийся придорожный столб. Коновалов достигает здесь живописными средствами больших смысловых обобщений. Перед читателем не просто Петрушка и Селифан, возвращающиеся из "царева кабака", - перед ними вся хмельная народная Россия, заливающая вином свое беспросветное, унылое существование.

Важным средством пластической характеристики персонажей у Коновалова, как и у Гоголя, является костюм. Петрушка изображен художником "в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча", в картузе и брюках, заправленных в сапоги. Камердинер барина носит одежду, приближенную к городской, какую носили мещане и слуги господ средней руки..

Селифан одет по-крестьянски. Кучер Селифан, обросший и нечесанный, в неизменном тулупчике и каких-то неказистых опорках, проживший всю жизнь свою в обществе лошадей, бывших часто его единственными собеседниками, сроднился с ними так, что сам стал похож в своей запущенности на лохматое животное.

В изображении героев иллюстратор, донося авторский юмор, усиливает щемящую ноту в их характеристике. В оценке персонажей ощутимо сочувствие к ним художника.

Справочная информация

Иллюстрация (лат. illustrare)- изображение(рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст. Сороковые годы 19 века-годы рождения русской реалистической книжной иллюстрации. Современная литература была источником вдохновения художников-реалистов. Гоголь- неизменно в центре внимания самых талантливых из них. Первым иллюстратором Гоголя был А.А. Агин - глубокий истолкователь великой поэмы "Мертвые души". В шестидесятые годы Гоголя иллюстрирует П.М. Боклевский, создавший целую галерею комических типов. Мастером реалистической иллюстрации второй половины 19 века был Петр Соколов. Художники-передвижники Репин и Крамской, Маковский и Мясоедов как в живописных, так и особенно в графических работах многократно обращались к Гоголю.

Реализм -правдивое объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Художественный метод, который ставит целью истинное познание мира и раскрытие сущности, свойств и законов жизни, обобщение явлений действительности, их типизацию. Реалистический метод позволяет художнику изображать "типические характеры в типических обстоятельствах ".

Жанровая сцена - картина с изображением обыденной жизни людей. Жанровая картина, отражающая повседневную жизнь современников художника, всегда привлекала зрителей разнообразием сюжетов, в которых большое соседствует с малым, а житейские мелочи нередко приобретают то сатирический, то назидательный характер. Она становится "изобразительным фондом " накопленного человечеством жизненного опыта, помогая осмыслению его как в исторической ретроспекцией, так и в сложных перипетиях сегодняшнего дня.

Пейзаж ( от фр. pays - страна , местность) - жанр изобразительного искусства ( или отдельные его произведения), в котором основным предметом изображением является природа.

Сюжет ( фр.sujet) - последовательность и связь описания событий в произведении литературы. Развитие сюжета обычно включает следующие элементы: экспозицию, завязку, кульминацию и развязку(иногда еще присутствует эпилог). Экспозиция (лат. expositio - изложение, описание) - часть литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. Кульминация (лат. culmen - вершина) - в литературе и искусстве - ответственнейший момент в развитии действия, предрешающий развязку.

Метафора - один из художественных тропов. Тропами называются слова, используемые писателем в переносном значении (от греческого tropos - образ, поворот). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений. Метафора означает перенос названия предмета ( действия, качества ) на основании сходства. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: их цвета, формы, назначения и т.д. Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность.

Сатира - резкое, безоговорочное осуждение и уничтожающее осмеяние каких-либо крайне отрицательных явлений, приносящих большой вред не только одному человеку, а многим, - общественно вредных. Сатира помогает в борьбе нового с отживающим, косным. Как правило, в сатирическом произведении есть положительный, противостоящий отрицательным явлениям идеал и есть "честное, благородное лицо " - так называл Гоголь смех, который со всей энергией борется за торжество этого идеала. С помощью смешного писатель может выразить глубокий внутренний трагизм жизни и свою тоску по совершенному устройству общества и гармоничному человеку. Так, Гоголь, по его точному определению, отображал жизнь "сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы ".

Ирония - тонкая, скрытая насмешка, художественный прием, означающий перенос значения по противоположности. Ирония позволяет завуалировать содержание мысли. Гоголь - блестящий мастер иронии.

Давыденко Л.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева