А.Г. Венецианов. Утро помещицы. 1823

Бытовая сценка изображена в мастерски написанном интерьере, исполненном, по-видимому, с натуры – в нем угадываются индивидуальные черточки быта семьи. Обращение к такого рода сюжету является неслучайным. Это связано с поэтизацией повседневной, интимной жизни простого человека, которая противопоставляется проявлениям жизни парадно-официальной. По давней традиции считается, что на картине изображена жена художника Марфа Афанасьевна в комнате дома в Сафонкове.

Неглубокое пространство комнаты расширяет узкая полоска полузанавешенного окна, сквозь которое льется утренний свет. Пронизанная светом атмосфера комнаты в помещичьем доме полна спокойствия и тишины; фигуры крестьянок исполнены достоинства и грации. Сама помещица, сидящая у стола в домашнем платье и чепце, погружена в полутень; свет подчеркивает лишь силуэт ее фигуры. Стол, за которым сидит молодая женщина, и высокая ширма делят пространство комнаты на две части, позволяя художнику сконцентрировать внимание на фигурах и предметах первого плана.

Это единственная работа Венецианова, где он показывает соприкосновение крестьянского и дворянского миров.