Камиль Коро. Замок Пьерфон. 1860-е

Автор картины не примыкал к какому-либо одному направлению, классицистам, романтикам, художникам барбизонской школы. В то же время любое из этих направлений могло бы считать его своим. Он не был чужд художественным веяниям своего времени, но больше всего ценил в искусстве искренность и правду. Поэт Шарль Бодлер назвал его "чудом сердца и духа", видимо, подразумевая не только качества его искусства, но и личности.

Камиль Коро родился и умер в Париже. Его родители занимались торговлей и были огорчены, когда их 26-летний, всегда покладистый сын признался, что намерен стать художником. Не унаследовав от родителей предпринимательской жилки, он перенял их трудолюбие, скромность и упорство, которые необходимы в искусстве. Он много путешествовал, но серебристым тоном своих знаменитых картин был обязан небу родного Иль де Франса, где он постоянно работал в свои зрелые годы. Там написана и наша картина "Замок Пьерфон".

"Пьерфон" - в переводе с французского - каменная твердыня. Средневековый замок к северо-востоку от Парижа принадлежал герцогам Валуа, был важной крепостью в период "каролингского Возрождения" VIII-IX веков. В 1390-1420 замок перестраивали для герцога Орлеанского, брата короля Карла VI, впоследствии он был заброшен. Руины замка приобрёл Наполеон Бонапарт. В середине ХIХ века Наполеон III задумал превратить его в свой увеселительный дворец. Реставрационные работы возглавил архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк (1814-1879), сделавший искусную стилизацию под средневековую архитектуру. Это событие привлекло общее внимание к замку. Камиль Коро, создавший целую серию пейзажей, посвящённых замкам Франции, пишет несколько картин в окрестностях замка Пьерфон после окончания реставрационных работ в 1862 году. Одна из них была приобретена основателем Радищевского музея. Боголюбов нас призывает "вглядеться", "углубиться", чтобы почувствовать живопись любимого им мастера: "Коро был великий мучитель своих картин. Часто он ее подмалюет и всю соскоблит ножом. Даст усохнуть и потом пишет тонко, пользуясь полугустыми затирками. Оттого мы видим в его тонах ту неуловимую тонкость и прелесть, которую никогда не даст грубое пятно сразу". "Взглянув на его деревья, вы, пожалуй, не скажете, что это за растения, но вглядитесь в общее пятно его зелени, углубитесь в сравнение её по отношению к воздуху… и вы скажете - да, это мастер! Этот человек чувствует природу так тонко, что…подчиняет вас сознанию натуры в своих произведениях" В самом деле, среди картин современников пейзаж Коро кажется очень скромным. Лишь постепенно открывается, как красиво он построен, как тонко передано свечение неба и распространение этого света. Яркий блик между деревьями - озеро. Оно отразило и усилило свет утра. Тёмная и, на первый взгляд, однотонная масса кустарников и деревьев, разделяется, оживает. Две фигуры в старинных плащах дополняют поэтичный, романтический образ, созданный Камилем Коро.

Справочная информация

Романтизм - одна из двух, наряду с классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Идеи романтизма возникают на почве неудовлетворённости действительностью. Романтическое сознание, не связанное с каким-либо расчётом, оторванное от реальности и устремлённое к идеалу - свойство духовно развитого человека. Романтизм склонен к мистическому ощущению реальности, экспрессивному, динамичному живописному стилю.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева