Неизвестный скульптор конца XV века. Святая Анна с Марией и младенцем Христом ("Anna Selbdritt"). Конец XV века

Св. Анна сидит на стуле со спинкой. На ее правом колене - Дева Мария, держащая младенца Христа. Обратная сторона проработана. На всех фигурах сохранились незначительные остатки полихромии: у Богоматери на платье - красные и на плаще синие пигменты; у Св. Анны: на головном покрывале - белые, на платье - красно-коричневые, на плаще - красные; на набедренной повязке младенца - светло-зеленые; карнация - светлые.

В наиболее раних изображениях группы 'Святая Анна с Девой Марией и Младенцем Христом' Святую Анну представляют взрослой женщиной, держащей двух детей - младенца Христа и Деву Марию. Вариант иконографического типа, когда, как в работе из собрания Радищевского музея, Святая Анна и Дева Мария изображены почти равной величины получил развитие позднее - в конце XV века.

Несмотря на небольшие размеры, выполненная скупыми, лаконичными средствами, скульптурная группа чрезвычайно выразительна и кажется монументальной. Важную роль в создании этого впечатления играет и обращение мастера с самим материалом - он использует все его возможности до конца и вместе с тем не требует от него большей экспрессии, чем материал способен дать. Резец идет строго по волокнам древесины, и этим обусловлены удлиненные вертикальные формы, доминирующие во всей работе. На первый взгляд крупные неподвижные фигуры Девы Марии и Святой Анны, с удлиненными пропорциями, с жесткой негнущейся формой тел, лишенными индивидуальности или проявления эмоций лицами, вызывают в памяти ассоциации с готической скульптурой XIII века.

Но складки одежд Святой Анны и Девы Марии в нашей группе трактуются иначе, чем в готической скульптуре. Они ложатся мягче и свободнее, подчиняются объему тела, в отличие от памятников средневекового искусства, их изгибы нацелены на то, чтобы выявить и подчеркнуть очертания женского тела, а не скрывать его, как того требовали нормы средневековой этики.

Порода дерева, из которой вырезана скульптурная группа - дуб, характерна для северных областей Германии - Нижнего Рейна и Вестфалии.

Справочные материалы

"Anna Selbdritt" - Согласно апокрифическому Евангелию святая Анна - мать Девы Марии.

Иконографический тип, объединяющий в одну группу Святую Анну, Деву Марию и Младенца Христа, получивший в немецком искусстве название "Святая Анна Втроем" (Anna Selbdritt) начал формироваться только в XV веке. Его возникновение связано с теологическими спорами вокруг учения о Непорочном зачатии, согласно которому Дева Мария уже с момента зачатия ее Святой Анной была свободна от первородного греха. Включение Святой Анны в круг канонизированных персонажей должно было, по мнению богословов, служить наглядным выражением этого догмата. Официально иконографический тип был утвержден на церковном соборе в Базеле (1431-1449), на котором учению о Непорочном зачатии Девы Марии было уделено особое внимание.

Дерево - один из древнейших материалов, долго сохранявших традиции крестьянского ремесла. Деревом как скульптурным материалом умели пользоваться уже в Древнем Египте (вспомним шедевр скульптуры Древнего царства - статую так называемого "Деревенского старосты" в Лувре). В Греции дерево было, по-видимому, древнейшим материалом монументальной скульптуры: так называемые ксоаны - бесформенные идолы в виде столбов или досок с нанесенным на них примитивным рисунком человеческой фигуры - были, согласно источникам, древнейшими памятниками монументальной скульптуры. Даже когда камень постепенно начнет вытеснять дерево, архаические каменные статуи долго сохраняют следы форм, оставленных инструментами резьбы по дереву - ножом и пилой ("Гера" с острова Самос, в Лувре, круглая, как столб, с вертикальными складками одежды, подобными каннелюрам колонны, "Артемида" с острова Делос, в Афинах, плоская, как доска).

Возрождение дерева как скульптурного материала происходит в средние века, начиная уже с древнехристианского периода (деревянные двери церкви Санта-Сабина в Риме, V век). В Северной Европе в средние века, да и в эпоху Возрождения, дерево широко применялось для украшения алтарей, для распятий, для церковной утвари. Обычно дерево грунтовали, иногда покрывали холстом, окрашивали и золотили.

В скульптуре итальянского Возрождения дерево постепенно вытесняется мрамором и бронзой. Но в эпоху барокко, особенно позднего, дерево переживает новое блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства.

В течение всего XIX века дерево крайне непопулярно у скульпторов. Напротив, в XX веке с его демократическими тенденциями и поисками новой эмоциональной выразительности дерево переживает яркое возрождение.

Для монументальной скульптуры употребляются и мягкие (липа, тополь), и твердые породы деревьев (дуб); для мелкой скульптуры - по преимуществу прочный бук. Дерево обрабатывают ножами и резцами (для складок используют вогнутый резец) с помощью молотка. Исходным материалом для скульптора является деревянный чурбан. Иногда ему придают правильную четырехгранную форму, на передней плоскости которой художник рисует контуры изображения. Затем различными ножами и резцами вырубают или вырезают основные плоскости будущей скульптуры. После этого скульптура разнимается на две части и выдалбливается внутри, чтобы дерево высохло и не трескалось. Только после этого заканчивают все детали скульптуры и ее две части вновь скрепляют.

По своим специфическим особенностям дерево - более гибкий материал, чем камень: оно допускает б?льшую свободу в обработке форм, большее богатство деталей, но меньше нюансов и переходов; в дереве возможны более резкие выступы, ответвления формы и более глубокие вырезы, недоступные художнику в камне. В дереве возможны острые, угловатые грани, но и закругленные выемки, длинные и короткие линии, резкие контрасты и мягкое волнение поверхности (взрыхленную рашпилем, морщинистую поверхность можно комбинировать с гладко отшлифованной). Недостатки дерева, как скульптурного материала заключаются в том, что его нельзя обрабатывать во всех направлениях - нож должен идти или по волокнам, или в поперечном направлении, но нельзя рубить или резать против дерева. Дереву свойственна исключительно богатая, динамическая, выразительная текстура и поверхность, контраст между сырой, косной материей и органической силой. Наконец, необходимо отметить чрезвычайное разнообразие масштабов, доступных деревянной скульптуре, - от монументальных, многофигурных ансамблей (готические или барочные алтари, кафедры и т.п.) вплоть до миниатюрных произведений.

Полихромия (греч.Polys - многочисленный + Chroma - цвет) - многоцветность произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. Полихромия достигается применением разноцветных материалов или путем окраски архитектурных и скульптурных форм и их частей.

В истории европейской скульптуры мы сталкиваемся с постоянной сменой художественного вкуса то в пользу употребления цветных материалов, то против него. Так, например, в средневековой скульптуре очень популярна раскраска, но ей чуждо применение цветных материалов. Кроме того, в средневековой скульптуре полихромия, кроме чисто эстетического эффекта выполняла еще и защитную функцию - статуи из грубых и непрочных пород дерева грунтовали и раскрашивали для усиления их прочности и сохранности. Ранний Ренессанс (так называемое кватроченто) любит пестроту и в раскраске, и в сочетании цветных материалов. Высокое Возрождение признает только одноцветную скульптуру. Эпоха барокко возрождает интерес к цветным материалам. Напротив, классицизм выступает с резкой оппозицией против применения цветных материалов в скульптуре. Тогда же возникает миф о чистой мраморной белизне греческих статуй, миф, опровергнутый археологическими находками, обнаружившими, в частности, пеструю раскраску греческих архаических статуй. И так продолжается до конца XIX века, когда разгорелся острый спор о праве скульптора на полихромию.

Одна группа художников, во главе с немецким художником, живописцем, графиком и скульптором Максом Клингером (Klinger, Max; 1857-1920), стояла на позициях широкого использования цветного материала в скульптуре. Другие, во главе с Адольфом фон Гильдебрандом (Hildebrand, Adolf von; 1847-1921), немецким скульптором и теоретиком искусства, резко критиковала эту позицию и требовала от скульптора большой сдержанности в применении цвета.

Дерево - самый подходящий материал для красочной скульптуры. Раскраску деревянных статуй применяли уже египтяне, она находит широкое применение в средние века и в эпоху барокко. Сначала дерево грунтуют (мелом, медом, клеем) или обклеивают грубым холстом, пропитанным меловым раствором; на этот грунт наносятся краски и позолота.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева