Каминные часы со скульптурной группой "Клятва Горациев". Первая четверть XIX века

История часов насчитывает тысячелетия. Сначала они были солнечными и были гениально просты по своему устройству. Следующим этапом стали водяные часы - клепсидры, которые служили человечеству на протяжении несколько сотен лет. Вскоре появились песочные и огневые часы. Изобретатели постарались на славу: разнообразию вариантов внутреннего механизма часов не было предела. Вряд ли мы когда-либо узнаем, кто первым сделал это чудесное изобретение.

В России первые часы появились в начале XV века. В течение последующих столетий умельцы пробовали свои силы в изготовлении великого разнообразия часов: настенных, настольных, башенных, карманных. В их числе можно назвать и русского техника Ивана Петровича Кулибина.

Интерес к этому уникальному механизму и предмету, постепенно становящемуся необходимым в быту и повседневной жизни, привел к тому, что часы стали украшать. Постепенно из уникального технического изобретения, отмеряющего и показывающего время, они превратились в предмет декора интерьера и даже в ювелирное украшение. Особенно сильно это проявилось на рубеже XVIII-XIX веков, когда предметы быта иногда совершенно утрачивали свое прикладное, функциональное значение, либо оно терялось на фоне яркого, пышного внешнего убранства.

В 1970 году в Радищевский музей поступила коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, русского и западноевропейского фарфора, завещанная О.А.Гордеевой, известным саратовским врачом-окулистом. В их числе находились массивные каминные часы, представляющие собой скульптурную композицию, созданную на сюжет древнеримского мифа о братьях Горациях.

Коробка часов с круглым немного выпуклым циферблатом, покрытым белой эмалью, подобна трибуне. Циферблат снабжен римскими цифрами, двумя тонкими металлическими стрелками и двумя круглыми отверстиями для завода часов и перевода стрелок. На футляре часов лежат три лавровых венка, составляющие часть скульптурной композиции, по углам передней стенки вокруг циферблата расположены четыре рельефные львиные маски. Часы находятся на темном мраморном пьедестале с бронзовым рельефом, изображающим битву на мечах шести древнеримских воинов. Вокруг него, на передней стенке пьедестала - рельефы в виде римских доспехов, ликторских связок с вставленными в них топорами, на боковых стенках - в виде мужских профильных портретов и растительных гирлянд. Пьедестал поддерживают шесть ножек - стилизованных птичьих лап (грифа): по две спереди и по одной - сзади. Часы окружает скульптурная группа, отлитая из позолоченной бронзы: трое юношей в древнеримских одеждах (туниках и плащах), шлемах и сандалиях подняли руки к мечам, которые держит в поднятой левой руке стоящий напротив мужчина средних лет. Его правая рука поднята вверх, в торжественном жесте, благословляющем их на бой. Юноша, расположенный впереди, держит отставленное назад копье. За фигурой мужчины стоит кресло.

В декоративном оформлении часов присутствуют две сцены из мифа: клятва братьев Горациев на верность Риму перед поединком и сам поединок. Скульптурная группа (сцена клятвы) окружает собственно часы. Композиционно она восходит к знаменитому живописному произведению французского художника XVIII-XIX вв. Жака Луи Давида "Клятва Горациев". Строгие и величественные фигуры братьев и их отца, принимающего клятву, олицетворяют мужество и решимость. Скульптор, имя которого неизвестно, видит человеческий идеал в готовности отдать свои жизни ради высшей цели, а также в силе, ловкости и выносливости, которые юноши проявили во время битвы. Сцена поединка изображена на барельефе, расположенном в центре передней стенки пьедестала. Если тема скульптурной группы сопряжена с гражданским пафосом, патриотическим чувством, то картина поединка олицетворяет борьбу, движение, сопротивление, напряжение всех физических сил.

Оформление часов отличается торжественностью, большим количеством позолоты и античной символики в декоре. Собственно часы, небольшие по размеру (диаметр циферблата - 12 см), теряются в пышном декоративном убранстве, служа своеобразным алтарем для трех лавровых венков, символизирующих победу, славу. Все многочисленные декоративные детали - это признаки стиля ампир, которым увлекались в России в конце XVIII - первой четверти XIX веков.

Русская аристократия подражала нравам парижских салонов - гипноз французской моды был очень силен. Хотя русско-французские отношения были прерваны Отечественной войной 1812 года, но уже в 1814 году Александр привез из Франции тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью, где содержались проекты оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля "русского (петербургского) ампира". Пребывание русской армии в Париже в 1814 году возродило и усилило увлечение всем французским. Русские офицеры возвращались на родину с трофеями - изделиями из бронзы, стекла, фарфора.

Многие предметы в стиле ампир создавались в России как работавшими в столице французскими мастерами, так и прошедшими европейскую школу отечественными художниками. В связи с этим можно предположить, что часы были созданы или оказались в России в первой четверти XIX века. Достаточно большой размер и, соответственно, вес предмета заставляет отнести их к часам каминным, которые устанавливались на каминах или других основательных предметах мебели. Дополнением таких часов, располагавшихся на специальной каминной полке перед зеркалом, была пара многосвечных канделябров.

Комнатные часы играли важнейшую роль в убранстве помещений. Они были частью целого интерьерного ансамбля, в котором все детали меблировки должны были быть выполненными в соответствие с господствующим на данный момент стилем. Оформление в стиле ампир, яркий характер декора, блестящая позолота определяет их парадное назначение, относит к предметам роскоши.

Производством предметов роскоши для европейской знати в этот период преимущественно занимались во Франции. Одним из крупнейших французских специалистов по бронзе эпохи классицизма был придворный мастер Наполеона Бонапарта Пьер-Филипп Томир. Преклоняясь перед гением художника Луи Давида, он часто использовал композиции его картин в своих изделиях. (Источник: "Русскiй Антикварiатъ". Автор: Н. Георгиева). Возможно, что описываемые часы также сделаны в его мастерской.

Из истории часов.

История часов насчитывает тысячелетия. Сначала они были солнечными и были гениально просты по своему устройству. Со временем их строение все более усложнялось, но они имели существенный недостаток - время они могли показывать лишь при наличии солнца. Следующим этапом стали водяные часы - клепсидры, которые служили человечеству на протяжении несколько сотен лет. Вскоре появились песочные и огневые часы. Изобретатели постарались на славу: разнообразию вариантов внутреннего механизма часов не было предела. Вряд ли мы когда-либо узнаем, кто первым сделал это чудесное изобретение.

В России первые часы появились в 1404 году. Их установил на одной из башен Московского Кремля монах Лазарь Сербин. Это было очень тяжелая и сложно устроенная конструкция. Такие сооружения строились очень долго. Поэтому все последующее время самые различные мастера пробовали упростить и уменьшить их устройство. Первые персональные механические часы были столь велики, что их приходилось перевозить при помощи лошади. За их исправностью по совместительству наблюдал конюх. Только с изобретением упругой пружины они стали надежными и достаточно удобными. После осуществления идеи создания часов с маятником и урегулирования равномерности их хода этот механизм стал более точным.

В течение XVII-XVIII веков умельцы пробовали свои силы в изготовлении великого разнообразия часов: настенных, настольных, башенных, карманных. Часто их соединяли со сложнейшими автоматами художественного характера. Любопытен тот факт, что многие мастера-изобретатели начинали свою творческую биографию в качестве создателей часов с самодвижущимися декоративными устройствами.

В их числе можно назвать и русского техника Ивана Петровича Кулибина. Талантливый изобретатель сделал что-то совсем невероятное: механизм величиной с гусиное яйцо состоял из 427 ювелирно выточенных деталей, имел золотое обрамление и состоял из курантового, часового и боевого устройства. Главное, что составляло уникальность этих часов, походило на сказку. В определенное время или по желанию особый механизм приводил в действие маленькие фигурки, находящиеся внутри часов. Открывался своеобразный "занавес" и начиналось представление, которое сопровождалось звуками колокольного звона и музыкальными ритмами. Этот автоматический театр завораживал любого зрителя.

Интерес к этому уникальному механизму и предмету, постепенно становящемуся необходимым в быту и повседневной жизни, привел к тому, что часы стали украшать. Постепенно из уникального технического изобретения, отмеряющего и показывающего время, они превратились в предмет декора интерьера и даже в ювелирное украшение. Особенно сильно это проявилось на рубеже XVIII-XIX веков, когда предметы быта иногда совершенно утрачивали свое прикладное, функциональное значение, либо оно терялось на фоне яркого, пышного внешнего убранства.

Сюжет мифа о братьях Горациях.

После смерти Ромула на римском престоле сменилось шесть царей. Этот древнейший период истории Рима, по традиции, называют "царским", хотя большинство историков считают и самих царей, и рассказы об их царствовании легендами, лишь в какой-то степени отражающими реальные процессы формирования Римского государства. Третьим царем после Ромула был Тулл Гостилий. Ему приписывается подчинение Риму древнего города Альба-Лонга, бывшему когда-то столицей государства.

Между обоими городами с переменным успехом шла длительная война за главенство в италийских землях. Наконец Тулл Гостилий и царь Альба-Лонги, имени которого легенда не называет, решили покончить с войной, устроив поединок между лучшими воинами Рима и Альба-Лонги. В зависимости от его исхода должно было навсегда установиться превосходство одного города перед другим.

Для участия в поединке римляне избрали троих братьев-близнецов из славного рода Горациев. Среди альбанцев им нашлись достойные противники - трое юношей из рода Куриациев. Они были ровесниками Горациев и тоже братьями-близнецами. Горации и Куриации с детства знали друг друга, их связывали узы дружбы. Но, как истинные патриоты, они, верные долгу, отринули дружеские и родственные чувства и решили отстоять славу Рима любой ценой. Перед лицом обоих войск - римского и альбанского - противники сошлись на поле боя, трое против троих. Горации и Куриации были равно сильны и отважны, но счастье склонялось на сторону альбанцев: двое братьев Горациев, пронзенные мечами, пали, и последний из них сражался один против троих. Альбанцы, уже уверенные в победе, ликовали, римляне в отчаянии ожидали, что вот-вот погибнет последний Гораций, и Рим должен будет подчиниться Альба-Лонге. Но Гораций, видя, что теперь от него одного зависит честь и слава родного города, сражался с утроенным мужеством и поверг троих своих противников наземь бездыханными.

Художественная эмаль - техника обработки металла, в основе которой лежит металлическая пластина: золотая, серебряная или медная. Известная еще в Византии, а затем широко распространившаяся по средневековой Европе и Киевской Руси, техника придавала предметам удивительную красоту и изящество. Эмаль - это смесь кварцевых песков, окислов свинца и поташа на растительном или водном связующем, которая наносится на металл и обжигается несколько раз при температуре от 600 до 900° С. Чтобы избежать деформации металлического листа при обжиге, его оборотная сторона тоже покрывается эмалью и называется контрэмаль.

Литье - получение отливок путем заливки обычно расплавленных материалов (металлов, горных пород и т. д.) в литейную форму. Применяется более 50 видов литья металлов. Технология производства бронзовых вещей, восходящая к античной традиции, отличалась особой сложностью. По рисунку, созданному художником-орнаменталистом или архитектором, скульптор выполнял модель в гипсе. Формовщик делал модель из воска и форму для отливки. При литье восковая модель плавилась и вытекала из формы, а ее место занимал горячий металл. Когда он остывал, литейщик вынимал из формы отливку, которая получалась несколько грубоватой и нуждалась в выправлении огрехов. Это была работа чеканщика, готовившего поверхность бронзы для золочения или патинирования.

Чеканка - 1) отделочная операция объемной штамповки - обжатие изделия в чистовом штампе для повышения точности размеров и качества поверхности (напр., при изготовлении монет, медалей, точных деталей).

2) Получение рельефных изображений на тонких металлических листах (главным образом медных) путем ручной выколотки.

3) Отделка поверхности изделий художественного литья с целью устранения мелких дефектов. Мастерство чеканщика особенно ценилось, так как именно он придавал бронзовой отливке ту совершенную пластику, которой так славилась французская бронза.

Позолота или золочение делалось через обжиг (ртутное золочение) и выполнялось в разных техниках, среди которых самой распространенной и самой ценной была техника, получившая название "ормулю" (от фр. - or moulu), т.е. "молотое золото". Золото размалывали в порошок, смешивали его с ртутью, и полученной амальгамой покрывали бронзу. Во время обжига ртуть испарялась, а золото плавилось, красивым и прочным слоем покрывая поверхность бронзового предмета. Иногда операцию повторяли несколько раз, золочение становилось глубоким и долговечным. Бронзовое изделие превращалось в сверкающий, излучающий свет предмет. Именно этот солнечный праздничный эффект французской декоративной бронзы создал ее мировую славу.

Стилизация - одно из значений: в искусстве, преимущественно в декоративном искусстве, дизайне обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.

Рельеф - в искусстве вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды - барельеф и горельеф - различаются размером выступа из основной плоскости. Барельеф (франц. basrelief) - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Горельеф (франц. haut-relief) - высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Ампир (от франц. empire, буквально - империя) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейских стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин), предметы декоративно-прикладного искусства.

Основные элементы ампира, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в классицизме "стиля Людовика XVI" и постепенно формировались в "стиле Директории". Однако ампир коренным образом отличается от классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие "Стиля Первой Империи". Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики и правления Перикла, то художники французской Империи брали за образец формы искусства Древнего Рима. "Русский ампир" был мягче, свободнее, пластичнее французского. В русском декоративно-прикладном искусстве он приобрел черты ярко выраженного национального своеобразия. Вдохновленный античностью, в мотивах декора он отдавал предпочтение изображению лавровых венков, военной атрибутики, львов, грифонов. В формах нарастает стремление к монолитности, передаче спокойной статики, акцентировке ритма. Торжественно-величавы небольшие антикизированные скульптуры, которые выполнены мастерами этого периода.

Александр I (1777-1825) - старший сын императора Павла I и его супруги Марии Федоровны, российский император с 1801.

Наполеон I (1769-1821) - Наполеон Бонапарт, французский император (1804-1814: март-июнь 1815). С 1814 - в ссылке на острове Эльба, с 1815 - на острове Св. Елены.

Давид (David) Жак Луи (1748-1825) - французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания ("Клятва Горациев", 1784), портреты ("Врач А. Леруа", 1783). В годы Великой французской революции являлся организатором художественной жизни, создателем портретов, исторических картин, в т. ч. посвященных актуальным современным событиям ("Смерть Марата", 1793). (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Томир Пьер-Филипп (1751-1843) - бронзовщик, чеканщик и скульптор, учился у Огюстина Пажу и у Жан-Антуана Гудона. Его наставником был также Пьер Гутьер, знаменитый изобретатель химического способа матового золочения бронзы. В 1776 получил звание мастера и основал собственную мастерскую, которая в 1823 (после его ухода) стала называться "Томир и компания". С середины 1780-х поставщик двора Людовика XVI. Самый крупный бронзовщик Франции времен Первой империи. (Источник: Гайдамак А. Русский ампир. Архитектура, декоративно-прикладное искусство и убранство интерьера первой трети XIX века. М.-Париж, 2000.)

Античность (от лат. antiquus - древний) - в широком смысле слова термин, равнозначный русскому "древность", в узком и более употребительном значении - греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима).

Гриф (гиппогриф) - в античной мифологии фантастическое животное, у которого передняя часть туловища орлиная, а задняя - львиная.

Атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта (например, атрибут материи в философии - движение, атрибуты императорской власти в истории - корона, скипетр, держава).

Декор (от лат. decoro - украшаю) - система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

Туника (лат. tunica) - древнеримская одежда, белая шерстяная или льняная, в виде длинной рубашки с короткими рукавами. Носилась под тогой (лат. toga, от tegо - покрываю) - верхней одеждой граждан Древнего Рима, представлявшей собой кусок белой шерстяной ткани элипсовидной формы, драпировавшийся вокруг тела.

Лавровый венок, лавры - венок из ветвей лавра благородного символизировал победу, славу; например, выражение "увенчать лаврами" (означает "наградить", "воздать почести") произошло от обычая, существовавшего у древних греков и римлян. "Почить на лаврах" (в переносном смысле) означает успокоиться на достигнутом.

Ликторская связка (фасция) - связанный кожаными ремнями пучок прутьев с воткнутым в него топориком, знак должностной и карающей власти высших римских магистратов. Фасции часто встречаются в геральдике нового времени. (Источник: Словарь античности. Пер. с нем. М., 1989).

Пакалина Е.Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева