ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра Информационных технологий обучения и математики

 

Комплект учебно-методических материалов

к спецкурсу: «Организация обучения органической химии в школьном курсе химии с использованием ЦОР»

 

                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

 

                                                                            Ректор ___________________

 

                                                                             "____"______________2007г.

      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по спецкурсу «Организация обучения органической химии в школьном курсе химии с использованием ЦОР»

ДПП.Р.00   Национально-региональный (вузовский) компонент

ДПП.В.00   Дисциплины и курсы по выбору студента

Специальность 032300.00   Химия с дополнительной специальностью 

                                (код ОКСО)                                                                 (наименование)

                            Квалификация  Учитель химии

 

Факультет  естествознания

 

Курс обучения                                        __5____/_______/________

 

Семестр                                                      __1____/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                             ___32____

В том числе по формам обучения:             очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                          __2_____/____________/_______

- практикум                                  __14_____/____________/_______

                        - самостоятельная работа       __16_____/____________/_______

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                         __1_сем./ ____сем./ ____сем.

 

 

Содержание

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного спецкурса.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение спецкурса.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия.

4.2. Практикум.

4.3. Самостоятельная работа.

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

1. Общие положения

Органическая химия – необъятная область человеческой деятельности. В то же время количество учебных часов, отводимых на изучение органической химии в средней школе, постоянно сокращается, а специфика предмета такова, что при его изучении школьники сталкиваются с большим многообразием органических соединений, необходимостью запоминания большого количества химических реакций, сложных формул и особенностей отдельных соединений и их классов. Преодолеть возникающие трудности можно путем внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения.

Цель изучения данного курса заключается в содействии становлению профессионально-педагогической компетентности будущего учителя химии в области использования инновационных технологий при организации изучения базовых тем школьного курса органической химии. В соответствии с целью задачами изучения содержания курса являются:

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

– развитие элементов коммуникативной компетентности через организацию работы студентов в процессе освоения содержания курса в микрогруппах, использования таких организационных форм как защита методических рекомендаций к урокам, учебно-методических пакетов для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении органической химии.

– развитие элементов информационной компетентности студентов, проявляющейся в самостоятельной деятельности по поиску, анализу и использованию необходимой информации, из различных информационных источников, в том числе сети Internet.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

– развитие элементов информационной компетентности посредством использования в процессе реализации содержания курса в образовательной практике компьютерного тестирования; компьютеризированных лекций; цифровых образовательных ресурсов;

– инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к обучению органической химии в школе.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

– актуализация и систематизация знаний студентов по темам, полученных в курсе «Теория и методика обучения химии», необходимых для решения методической задачи организации изучения базовых тем школьного курса органической химии с использованием ИКТ, модернизированного метода проектов, игровых технологий.

– формирование понятийного аппарата, связанного с использованием ИКТ в обучении органической химии;

– формирование системы знаний о роли и возможностях ЦОР при организации изучения базовых тем школьного курса органической химии;

– развитие умений оценивания дидактических качеств ЦОР на примере ЦОР по органической химии;

– формирование умений построения уроков по базовым темам органической химии с использованием ИКТ;

– развитие знаний о возможностях проектно-исследовательской технологии, игровых технологий для повышения эффективности обучения базовым темам органической химии;

– мотивация научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения базовых тем школьного курса органической химии.

Инновационность курса проявляется в формировании целей обучения в контексте компетентностного и деятельностного подходов, в использовании в организации его освоения студентами модернизированных организационных форм обучения (компьютеризированная лекция, компьютерный лабораторный практикум), таких инновационных методов контроля и оценивания как компьютерное тестирование, защита электронных презентаций методических рекомендаций к урокам.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса

Успешное освоение содержания курса предполагает сформированность ключевых, базовых и специальных компетентностей, проявляющихся в умениях решать вышеуказанные типовые задачи профессиональной деятельности.

Курс целесообразно включить в содержание обучения дисциплин и курсов по выбору национально – регионального (вузовского) компонента.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного курса

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

В год

Лекции

2

2

2

 

 

Практические занятия

14

14

2

 

 

Самостоятельная работа

16

16

2

 

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному спецкурсу

4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Основы организации обучения органической химии в школьном курсе с использованием инновационных технологий

2

 

 

 

Всего

2

 

 

4.2. Практикум

4.2.1. Практические занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Анализ методических рекомен-даций к урокам по органической химии, разработанных на основе ЦОР

1

2

 

 

2.

Проектно-исследовательская дея-тельность учащихся в процессе изучения органической химии

1

2

 

 

3.

Возможности сети Интернет для организации обучения органичес-кой химии

1

2

 

 

4.

Использование интерактивной доски для повышения эффектив-ности уроков по органической хи-мии

1

2

 

 

5.

Игровые технологии в организа-ции изучения органической химии

1

2

 

 

6.

Выявление проблем при изучении конкретных тем органической химии и разработка способов их решения

1

2

 

 

7.

Защита методических рекоменда-ций.

1

2

 

 

 

Всего

 

14

 

 

4.2.2. Самостоятельная работа

Темы для разработки методических рекомендаций к урокам с использованием ЦОР:

1. «Строение атома углерода, валентные состояния»

2. «Современная теория строения органических соединений»

3. «Основы номенклатуры органических соединений»

4. «Изомерия и ее виды»

5. «Типы химических реакций в органической химии»

6. «Углеводороды, их практическое значение. Природные источники углеводородов»

7. «Алканы»

8. «Алкены»

9. «Алкины»

10. «Алкадиены»

11. «Циклоалканы»

12. «Ароматические углеводороды»

13. «Спирты, фенолы»

14. «Карбоновые кислоты»

15. «Сложные эфиры. Жиры»

16. «Углеводы, их классификация и значение»

17. «Моносахариды»

18 «Полисахариды»

19. «Азотсодержащие соединения (амины, аминокислоты)»

20. «Белки, их роль и значение»

21. «Химия и жизнь: витамины, ферменты, гормоны, лекарства»

Примерные темы для разработки учебно-методических пакетов для организации обучения органической химии с использованием проектно – исследовательской технологии:

1.     Знакомые и незнакомые жиры.

2.     Спирты – друзья и враги человечества.

3.     Каковы перспективы развития человечества без нефти?

4.     Какую экологическую проблему могут создать СМС?

5.     В каких сортах мёда содержание глюкозы наибольшее? Каково значение глюкозы для организма человека?

6.     Эксперимент по определению факторов, вызывающих наиболее интенсивное разрушение витаминов.

7.     Способны ли микроорганизмы перерабатывать органические отходы?

8.     Иприт, синильная кислота, фосген, зорин, А – 232.Что объединяет этот страшный ряд химических соединений? Что вам известно об этих веществах?

Примечание: На основе приведённых примеров, темы для разработки учебно-методических пакетов студенты формулируют самостоятельно.

Темы курсовых работ:

1. «Методика организации изучения современной теории строения органических соединений на основе ЦОР»

2. «Методика организации изучения номенклатуры и изомерии органических соединений на основе ЦОР»

3. «Методика организации изучения углеводородов, природных источников углеводородов с использованием инновационных технологий»

4. «Методика организации изучения непредельных углеводородов на основе ЦОР»

6. «Методика организации изучения кислородсодержащих органических соединений с использованием инновационных технологий»

7. «Методика организации изучения белков, их роли  и значения с использованием инновационных технологий»

8. «Методика организации изучения витаминов, ферментов, гормонов с использованием инновационных технологий в рамках элективного курса»

9. «Методика организации проектно-исследовательской деятельности уча-щихся при изучении классов органических соединений»

10. «Методика организации проектно-исследовательской деятельности уча-щихся  при изучении белков, жиров и углеводов»

11. «Методика организации проектно-исследовательской деятельности уча-щихся  при изучении природного органического сырья»

12. «Игровые технологии в организации изучения классов органических соединений»

13. «Игровые технологии в организации изучения производства органических соединений»

14. «Анализ цифровых образовательных ресурсов сети Интернет для орга-низации изучения классов органических соединений в школе»

15. «Использование методов графического «свертывания» информации (ЛСМ, «Фишбоун») при организации изучения классов органических соединений»

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Содержание лекционного материала

Проблемы изучения органической химии в школьном курсе и их решение посредством применения инновационных технологий.

Проектно-исследовательская технология и умения ее использовать в обучении органической химии. Игровые технологии в обучении органической химии.

ИКТ и умения их использовать в решении проблем обучения органической химии в школе. Виды уроков с использованием ЦОР.

6. Литература (основная и дополнительная)

6.1. Основная.

1.     Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. 336 с.

2.     Ким А.М. Органическая химия: Учебное пособие. Новосибирск,2001 – 814 с.

3.     Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

4.     Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П.  Химия.9 кл: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.:Дрофа, 2003

5.     Безрукова Н.П., Реди Е.В., Изместьева Н.Д. Рекомендации по изучению отдельных тем школьного курса химии с использованием компьютерных технологий: Методическая разработка.- Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 40 с.

6.     Intel: обучение для будущего: Учебное пособие – М.: Интернет – Университет Информационных Технологий, 2006. – 148 с.

7.     Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 клссы: Методической пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с. – (Библиотека учителя).

6.2. Дополнительная.

1.     Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гумани. изд. центр Владос, 1999.- 384 c.

2.     Артёменко А.И. Основы теории органической химии. – М.: Владос,2001 – 160 с.

3.     Березин Б.Д., Березин Д.Б. Курс современной органической химии: Учебное пособие для вузов – М.: Высшая школа,2001 – 768 с.

4.     Травень В.Ф. Органическая химия: учебник для вузов в 2 – х Т. – М.: Академкнига,2005 – 727 с.

5.     Белобородов В.Л., Зурабян С.Э. Органическая химия: Учебник для вузов. – М.: Дрофа,2003 – 640 с.

6.     Безрукова Н.П. Теория практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе: Монография. – Красноярск: РИО КГРУ, 2004. – 196 с.

7.     Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академия», 2003. – 272с.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п/п

Наименование ЦОР, автор,  класс

Фирма-разработчик

 

    1.        

Набор ЦОР к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс

ООО «ДРОФА»

    2.        

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

ООО "Физикон"

    3.        

Интегрированное межпредметное электронное из-дание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

ООО "Физикон"

    4.        

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Вир-туальная лаборатория»

МарГТУ

    5.        

Открытая Химия 2.5

ООО «Физикон»

    6.        

Библиотека электронных наглядных пособий «Хи-мия 8-11 классы»

ООО «Кирилл и Мефодий»

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Компьютерное тестирование.

Защита разработанных методических рекомендаций, курсовых работ по организации изучения базовых тем школьного курса органической химии с использованием инновационных технологий.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Характерной особенностью методики преподавания курса является направленность на усиление информационно-деятельностного аспекта обучения.

ИКТ в организации изучения курса используются на всех стадиях обучения.

Лекция сопровождается компьютерной презентацией.

Рассмотрение вопроса о решении проблем обучения органической химии с использованием ИКТ сопровождается демонстрацией:

-в ситуациях, связанных с вычислениями проверкой и обработкой результатов (демонстрация фрагмента, созданного в лаборатории мультимедийных технологий КГПУ),

-при закреплении умений: составление формул по валентности, классификация сложных веществ, распределение электронов в атомах химических элементов, составление уравнений химических реакций различных типов, составление формул изомеров (демонстрация программы-тренажера «Конструктор молекул»),

-для развития творческих умений учащихся. моделирования (демонстрация фрагмента ЭИ «Открытая химия 2.6),

-для проведения лабораторных экспериментов, требующих недоступных для школы приборов или токсичных веществ, чрезвычайно длительного (и наоборот – мгновенного) времени (демонстрация видеофрагмента лабораторного опыта).

-При рассмотрении вопроса о видах уроков с использованием ЦОР в качестве примера приводятся методические рекомендации к некоторым видам уроков с использованием ЦОР:

-     Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой по теме: «Классы органических соединений» (демонстрация фрагмента Электронное издание «Химия, 8-11 класс Виртуальная лаборатория»),

-     Урок – исследование «Зависимость скорости химических реакций от концентрации реагирующих веществ» (демонстрация фрагмента ЭИ «Открытая химия 2.6),

-      Урок – компьютерная лабораторная работа «Получение этилена и его свойства» (демонстрация фрагмента Электронное издание «Химия, 8-11 класс Виртуальная лаборатория»).

Практические занятия

Анализ предложенных методических рекомендаций, а так же учебно-методических пакетов (УМП) для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся проводится в соответствии с критериями, разработанными совместно со студентами. Оценка по конкретному показателю критерия проводится с использованием уровневой системы.

На практически занятиях используются методы и приемы развития критического мышления. Так, например, ПОПС-формула:

П  позиция                 -      я считаю, что…

О  обоснование         -      потому что…

П  пример                  -      например…

С  следствие              -      поэтому… .

Используются групповые методы работы, например, разработка в мини-группах этапов уроков по органической химии с использованием ИКТ, игровых технологий.

Ряд практических заданий связан с работой в офисных программах (MS Word; MS PowerPoint; MS Excel); предусмотрена поисково-познавательная деятельность в сети Internet.

В рамках самостоятельной внеаудиторной работы студенты анализируют ЦОР,  разрабатывают методические рекомендации к уроку, по органической химии, с использованием инновационных технологий.

Семинар

Защита разработанных методических рекомендаций по организации изучения базовых тем школьного курса органической химии с использованием инновационных технологий проводится в рамках семинарского занятия.

Цель защиты – всесторонний анализ разработанных рекомендаций с тем, чтобы разработчик по окончании курса смог максимально улучшить свою разработку. Оценивание методических рекомендаций проводится согласно критериям, разработанным с использованием трехуровневой системы.

Организация защиты проводится с использованием методики «черно-белого оппонирования», при этом задача «черного» оппонента заключается в выявлении слабых сторон защищаемых методических рекомендаций, задача «белого» оппонента – выявление сильных сторон. Предлагаемая тактика оппонирования способствует, с одной стороны,  формированию умений находить положительные стороны в любом выступлении, давать позитивную оценку, а с другой – умений конструктивно критиковать отрицательные моменты защищаемых методических рекомендаций. В ходе защиты участники развивают умения излагать информацию перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения.

Как показывает практика, целесообразно, чтобы авторы каждого проекта защищали свою работу перед всей группой.

Зачет по спецкурсу выставляется на основе результатов защиты и компьютерного тестирования.

Полный комплект учебно-методических материалов модуля размещен на сайте КГПУ им В.П. Астафьева: http://nfpk.kspu.ru в разделе «Модули и курсы», образовательная область «Естествознание».

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры информационных технологий обучения и математики и утверждена на 2007/2008 учебный год.

Протокол №  125  от « 14 »  ноября  2007г.

 

Заведующий кафедрой ________________                          Безруков А.А.

                                                     подпись                                     фамилия, инициалы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра Информационных технологий обучения и математики

 

Комплект учебно-методических материалов спецкурсу: «Организация обучения органической химии в школьном курсе химии с использованием ЦОР»

ДПП.Р.00   Национально-региональный (вузовский) компонент

ДПП.В.00   Дисциплины и курсы по выбору студента

 

Специальность       032300.00           Химия с дополнительной специальностью 

                                (код ОКСО)                              (наименование)

Квалификация  Учитель химии

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Методика обучения хи-мии в школе

Г.М.Чернобельская

Учебник для вузов

М.:Гуманит. изд. центр Владос, 2000.-336 с.

2. Органическая химия

Ким А.М.

Учебник для вузов

Новосибирск,2001 – 814 с.

3. Химия. 10 класс

Габриелян О.С.

Учеб.для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2004. – 208 с.

4. Intel: обучение для бу-дущего

 

Учебное посо-бие

М.: Интернет – Университет Ин-формационных Технологий, 2006. – 148 с

5.Рекомендации по изу-чению отдельных тем школьного курса химии с использованием компь-ютерных технологий

Н.П.Безрукова

Е.В.Реди

Н.Д.Изместьева

Методическая

разработка

Красноярск: РИО КГПУ, 2003.– 40 с.

6. Химия.9 кл.

Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П.

Учебник для общеобразова-тельных учеб-ных заведений.

М.:Дрофа, 2003

7. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы

Аранская О.С.,

Бурая И.В.

Методическое пособие (Биб-лиотека учите-ля)

М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с.

Дополнительная литература

1.Методика обучения хи-мии

О.С.Зайцев

Учебник для вузов

М.:Гуманит. изд. центр Владос, 1999.-384 с.

2. Основы теории органи-ческой химии

Артёменко А.И.

Учебник для вузов

М.: Владос,2001 – 160 с.

3. Курс современной орга-нической химии

Березин Б.Д., Березин Д.Б

Учебное посо-бие для вузов

М.: Высшая шко-ла, 2001 – 768 с.

4. Органическая химия

Травень В.Ф.

Учебник для вузов в 2 – х Т

М.: Академкнига, 2005 – 727 с.

5. Органическая химия

Белобородов В.Л., Зурабян С.Э

Учебник для вузов

М.: Дофа,2003 – 640 с.

6. Теория и практика мо-дернизации обучения ана-литической химии в педа-гогическом вузе

Безрукова Н.П.

Монография

Красноярск:РИО КГПУ, 2004. – 196 с.

7. Новые педагогические и информационные техно-логии в системе образова-ния

Полат Е.С.

Учебное посо-бие для вузов

М.: «Академия», 2003. – 272с.