ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра Информационных технологий обучения и математики

 

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов к спецкурсу «Организация обучения органической химии в школьном курсе химии с использованием ЦОР»

 

 

ДПП.Р.00   Национально-региональный (вузовский) компонент

ДПП.В.00   Дисциплины и курсы по выбору студента

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность    032300.00                      Химия с дополнительной специальностью 

                             (код ОКСО)                                                    (наименование)

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Анализ методических рекомендаций к урокам по органической химии, разработанных на основе ЦОР

 

Продолжительность _2_ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Формирование умений постановки и проектирования решения методической задачи построения урока по темам школьного курса органической химии на основе ЦОР, соответствующей уровню специальных компетентностей.

Развитие умений построения уроков на основе ЦОР, соответствующих уровню базовой компетентности.

Развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР на примере ЦОР по органической химии, соответствующих уровню базовой компетентности

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия:

·        Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. 336 с.

·        Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

А. Методические рекомендации к уроку с использованием ЦОР по теме «Классы органических соединений»

Тема урока: «Классы органических соединений»

Урок обобщающего типа, 10 класс

Цели и задачи урока:

Образовательные:

·        Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Качественные реакции на функциональные группы органических веществ».

·        Закрепление умений решения расчетных задач.

Развивающие:

·        Развитие умений обработки экспериментальных данных; умений делать выводы;

·        Развитие умений использования ЦОР как источника информации.

Воспитательные:

·       Развитие умений самооценки собственных действий на уроке.

Оборудование и дидактический материал:

·       ЭИ «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория»,

·       компьютерный класс,

·       дидактические карточки:

Карточка №1

1. Докажите, что в состав данного органического соединения входит кратная химическая связь.

2. Задача.

К 16,5 г 20% раствора пропанола-1 в этилацетате добавили 62,5 мл 8М водного раствора гидроксида натрия. Полученную смесь упарили, а сухой остаток прокалили. Определите массовые доли веществ в остатке после прокаливания.

Карточка №2

1. Докажите, что в состав данного органического соединения входит гидроксильная группа.

2. Задача.

При полном сгорании одного из газообразных углеводородов в кислороде объем выделяющегося углекислого газа составляет 60% объема исходной смеси. Определить, какие из углеводородов могут удовлетворять данному условию, определить их структурные формулы, назвать по систематической номенклатуре.

Карточка №3

1. Докажите, что в данном органическом соединении содержится альдегидная группа.

2. Задача.

При полном сгорании одного из газообразных углеводородов в кислороде объем выделяющегося углекислого газа составляет 60% объема исходной смеси. Необходимо определить, какие из углеводородов могут соответствовать данному условию, определить их структурные формулы, назвать по систематической номенклатуре.

Ход урока

Этап ориентировочно - мотивационный

Учитель объявляет цели урока, раздает дидактический материал (карточки) и предлагает выполнить задание №1 дидактической карточки в тетради, проверить правильность выполнения этого задания с помощью опытов в ЭУ «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория» в разделах «Свойства органических веществ», «Химические реакции», а затем оценить свое решение в пятибалльной системе.

Этап операционно-исполнительский

Учащиеся выполняют задание №1 дидактической карточки и проверяют правильность его выполнения, используя ЭУ «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория».

Учащиеся приступают к выполнению второго задания – решение расчетной задачи в тетради и проверка с использованием раздела «Задачи» в ЭУ «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория».

Этап рефлексивно - оценочный

Учащиеся сдают тетради на проверку, предварительно оценив свою деятельность на уроке по пятибалльной системе.

Б. Методические рекомендации к виртуальной лабораторной работе

Тема: «Получение этилена и его свойства»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

·       Систематизация знаний учащихся о химических свойствах непредельных углеводородов (галогенирование, гидратация, окисление).

Развивающие:

·       Развитие умений обработки экспериментальных данных; умений делать выводы.

·       Развитие умений использования ЦОР как источника информации.

Воспитательные:

·       Развитие умений самооценки собственных действий на уроке.

Оборудование:

·       компьютерный класс,

·       учебное электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория 8-11 класс».

Цель лабораторной работы: Виртуально получить этилен и изучить его свойства, используя ЭУ «Химия. Виртуальная лаборатория 8-11класс».

Ход урока:

Этап Организационно-мотивационный (10мин)

Учитель сообщает тему, ход урока по выполнению лабораторной работы, проводит инструктаж по Т.Б.

Учащимся предлагается загрузить нужный раздел в ЭУ «Виртуальная лаборатория» - Непредельные углеводороды/лабораторная работа «Получение этилена и его свойства».

Этап Исполнительский (15 мин)

Выполнение учащимися лабораторной работы.

Этап Рефлексивно - оценочный (13-15мин)

Результаты работы учащиеся оформляют в тетради по образцу (самостоятельно):

- название лабораторной работы и дата её проведения;

- цель лабораторной  работы;

- оборудование и реактивы;

Действия

Рисунок прибора или установки, наблюдения

Уравнение реакции

 

 

 

 

 

 

Выводы:

В. Критерии оценивания методических рекомендаций к уроку

Критерии оценивания

Параметры критерия

Макси-маль-ный балл

 

Оцен-ка

 

Целеполагание

Грамотность формулирования целей и задач

 

 

Выбор ЦОР

 Обоснованность выбора

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Наличие разноуровневых заданий для работы с ЦОР и их качество

Наличие и грамотность формулировок вопросов для фронтальной беседы

 

 

Проектирова-ние хода урока

Использование соответствующей методической терминологии

Наличие и качество ориентировочно-мотивацион-ного этапа

Учет норм СанПина по непрерывной работе уча-щихся за компьютером

Наличие условий для реализации личностно-ориентированного обучения на операционно-исполнительском этапе

Наличие и качество рефлексивно-оценочного этапа

 

 

Г. Раздаточные карточки с «ПОПС-формулой»:

«ПОПС-формула»

П  позиция                 -      я считаю, что…

О  обоснование         -      потому что…

П  пример                  -      например…

С  следствие              -      поэтому… .

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примеча-ния

1. Компьютерный тест «Организации обуче-ния органической хи-мии с использованием ЦОР»

Актуализация знаний об орга-низации обучения органичес-кой химии с использованием ЦОР

Тест создан в среде «ToolBook»

 

2. Электронное изда-ние «Химия, 8-11 класс. Виртуальная ла-боратория»

Развитие умений оценки уро-ков на основе ЦОР

МарГТУ

 

3. Библиотека элект-ронных наглядных по-собий «Химия 8-11 классы»

Анализ дидактических качеств ЦОР по органической химии

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

4. ЭИ «Химия» для подготовки к единому государственной экза-мену (ЕГЭ)

Анализ дидактических качеств ЦОР по органической химии

ООО "Физикон"

 

5. Интегрированное межпредметное ЭИ по естественно-научному циклу (биология, хи-мия, экология)

Анализ дидактических качеств ЦОР по органической химии

ООО "Физикон"

 

6. Открытая Химия 2.6

Анализ дидактических качеств ЦОР по органической химии

ООО «Физикон»

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

Студентам предлагается актуализировать знания по материалам лекции о видах уроков с использованием ЦОР, критериях оценивания дидактических качеств ЦОР.

6. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия.

На начальном этапе проводится компьютерное тестирование.

Далее в режиме полилога «преподаватель-студенты» следует обсудить критерии и параметры критериев, в соответствии с которыми целесообразно оценивать методические рекомендации к уроку (см. п. В Перечня образцов раздаточного материала). Необходимо пояснить студентам, что оценка по конкретному показателю критерия проводится с использованием трехуровневой системы: «низкий уровень», «средний уровень», «высокий уровень». В зависимости от значимости показателя критерия уровню присваивается 1, 2 или 3 балла.

Так, например показатель «Наличие разноуровневых заданий для работы с ЦОР и их качество» является высоко значимым, поскольку разноуровневые задания – это один из инструментов реализации дифференцированного подхода в рамках урока. Учитывая также трудозатраты студента на разработку качественных разноуровневых заданий, уровню этого показателя целесообразно присвоить 3 балла, тогда  «низкий уровень» будет соответствовать 3 баллам; «средний уровень» - 6 баллам; «высокий уровень» - 9 баллам. Таким образом необходимо рассмотреть все критерии и показатели критериев и в контексте их значимости установить соответствующее число баллов за уровень. В ходе полилога возможна корректировка критериев оценивания методических рекомендаций к уроку.

Далее студенты работают с методическими рекомендациями к урокам (см. п. А, Б Перечня образцов раздаточного материала). Студентам необходимо проанализировать и оценить данный материал с двух позиций: 1) с позиции «ученика» - оценить эффективность восприятия предлагаемого материала; 2) с позиции «учителя» - оценить методические рекомендации, согласно предложенным критериям.

На следующем этапе проводится дискуссия в группе по вопросам:

- Какие из элементов предложенных уроков наиболее эффективны для реализации поставленных целей и задач? И почему?

- Какие из элементов менее эффективны? Почему? Каким образом, возможно, повысить их эффективность?

- Насколько целесообразно использование инновационных технологий в соответствующих методических рекомендациях?

- Какими методами и приемами можно дополнить предложенные рекомендации?

Ответы на вопросы студенты формулируют, используя «ПОПС-формулу» (см. п. Г Перечня образцов раздаточного материала).

На завершающем этапе преподаватель, используя видеопроектор, дает рекомендации по загрузке и интерфейсу ЦОР, представленных на дисках (см. Перечень и краткое писание программных средств).

Студенты осваивают алгоритмы работы с ЦОР на дисках, знакомятся с интерфейсом.

В качестве домашнего задания студентам предлагается проанализировать ЦОР, представленные на дисках, и составить краткую аннотацию тем и разделов, связанных с органической химией, согласно критериям оценивания ЦОР (см. раздаточный материал к лекции) и оформить ее в электронном виде.

Актуализировать знания о сущности проектно-исследовательской технологии, используя материал лекций и литературу к спецкурсу:

·        Intel: обучение для будущего: Учебное пособие – М.: Интернет – Университет Информационных Технологий, 2006. – 148 с.Аранская О.С.,

·        Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 клссы: Методической пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с. – (Библиотека учителя).

·        Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гумани. изд. центр Владос, 1999.- 384 c.

·        Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академия», 2003. – 272с.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

Тема: Проектно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения органической химии

 

Продолжительность _2_ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Начальный этап формирования умений постановки и проектирования решения методической задачи – организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по темам школьного курса органической химии, соответствующей уровню специальных компетентностей.

Продолжение развития умений построения уроков, соответствующих уровню базовой компетентности

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

·        Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 336 с.

·        Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала.

А. Визитная карточка проекта «Химия и пища»

Тема учебного проекта

Химия и пища

Учебные темы, охватываемые проектом

Химия и пища. Жиры. Строение и распространение жиров.

Углеводы. Классификация и значение углеводов.

Белки. Белки как полимеры. Биологическая роль белков.

Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.

Дидактические цели проекта

Продолжить формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Продолжить формирование элементов информационной компетентности.

Продолжить развитие химической компетентности.

Продолжить формирование компетентности в сфере культурно-досуговой деятельнос-ти.

Методические задачи проекта

Актуализировать и обобщить знаний по темам: белки, жиры, углеводы, витамины.

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с большим объемом ин-формации, экспериментальным оборудованием.

Продолжить формирование умений школьников проводить качественный анализ на белки, жиры, углеводы и витамины в различных продуктах.

Продолжить формирование умений обрабатывать и обобщать полученную инфор-мацию в результате проведенных опытов и экспериментов.

Продолжить развитие навыков работы с электронными ресурсами.

Основополагающий вопрос проекта

«Что мы едим?»

Проблемные вопросы:

1. «Белок – основа жизни?»

2. «В каких пищевых продуктах содержатся углеводы?»

3. «Какие жиры полезны, а какие вредны?»

4. «Где «живет» витамин C

Творческое название проекта

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу – кто ты...»

Самостоятельные исследования учащихся  в рамках проекта

1. «Значение белковой пищи в жизнеобеспечении живого организма».

2. «Сравнительное исследование пищевых продуктов на содержание углеводов».

3. «Изучение растительных масел».

4. «Значение витамина C для жизнеобеспечения человеческого организма».

Возраст учащихся

Старшая школа

Аннотация

В ходе реализации проекта ученики  расширят и закрепят знания о белках, жирах, углеводах, витаминах, их значении. Обобщат знания о составе пищевых продуктов, их классификации.
Самостоятельные исследования, предложенные в проекте, способствуют повышению мотивации к изучению естественных наук.

Материалы на печатной основе

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.

Любимова З.В. Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. –М.: ВЛАДОС, 2003.

Интернет, ресурсы

www.xumuk.ru

www.kid.ru

www.habit.ru

www.netdoktor.ru

Средства и методы оценивания деятельности учащихся

Оценка проводится учителем на основе анализа итоговых презентаций, теста и контрольной работы.

Б. Визитная карточка проекта «Спирты»

Тема учебного проекта

Спирты

Дидактические цели проекта

Продолжить формирование химической грамотности.

Продолжить формирование информационной культуры.

Продолжить формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности.

Продолжить формирование компетентности в сфере культурно-досуговой деятельнос-ти.

Методические задачи проекта

Актуализировать  и обобщить знаний по темам: спирты (свойства, получение, приме-нение, строение), типы химических реакций в органической химии, здоровье человека и способы его сохранения, а также биологическое окисление органических веществ.

Сформировать умения определять процентное содержание алкоголя в разнообразных спиртных напитках.

Создать условия для  развития творческой активности школьников в овладении зна-ниями.

Продолжить развитие умений самостоятельной познавательной деятельности, ее пла-нирования.

Продолжить развитие интеллектуальных умений: логическое мышление, исполь-зование приемов сравнения, синтеза, анализа, обобщения.

Продолжить развитие умений работы с электронными ресурсами как источником ин-формации.

Сформировать у учащихся негативное отношение к алкогольной продукции.

Основополагающий вопрос

Спирт – яд, лекарство или удовольствие?

Вопросы учебной темы (проблемные):

Действительно ли спирт является ядом для человека?

Всегда ли употребление спиртов – это весело?

Может ли организм сам вырабатывать спирт?

Нужен ли спирт автомобилю?

Алкоголь и спорт – совместимо ли это?

Все ли жидкости можно пить?

Алкотест, почему его не любит автолюбители?

Самостоятельные исследования учащихся

Влияние алкоголя на организм.

Спирт как лекарство.

Алкоголь и спорт.

Спирт и резина – есть ли что-то общее?

Спирт – движущая сила автомобиля.

История спирта.

Эндогенный спирт.

Спирт как реагент для химических синтезов

Учебные темы, охватываемые проектом

Спирты (свойства, получение, применение, строение)

Типы химических реакций в органической химии

Здоровье человека и способы его сохранения

Биологическое окисление органических веществ

Материалы на печатной основе.

Учебник химии за 10 класс О. С. Габриеляна,

Научно-методический журнал «Химия в школе» № 1, 1991г

Аннотация проекта

Одной из важнейших функций школы наряду с образовательной является воспитательная функция. Предлагаемый проект направлен на формирование у учащихся негативного отношения к алкогольсодержащим продуктам, т.к. подростковый алкоголизм является на данный момент одной из наиболее остро стоящих проблем. Как следствие, основными задачами проекта являются не только формирование элементов химической и информационной грамотности, но и формирование негативного отношения подростков к алкоголю, а это позволит вплотную приблизиться к вопросу формирования отношения подростков к здоровью, как одной из самых больших жизненных ценностей.

Интернет-ресурсы.

http://www.immucor.ru,

http://www.himiaopt.ru,

http://www.pmed.ru

Средства и методы оценивания учащихся

Для оценивания деятельности учащихся проводится тест, в который включены вопросы, освещенные в их самостоятельных исследованиях

В. Критерии оценивания проекта

Критерии оценивания

Показатели критерия

Макси-мальный балл

Оценка

Содержание проекта

Актуальность и значимость темы

Постановка целей и задач

Связь с программой и учебным планом

Соответствие содержания уровню под-готовки учащихся

Оригинальность проблемы

Материалы для контроля и оценивания деятельности учащихся

Качество информационной поддержки проекта

 

 

Исследовательская деятельность уча-щихся

Темы исследований

Грамотный выбор методик анализа

Представление результатов исследо-вания

Практические рекомендации по резуль-татам исследования

 

 

Организация при-менения проекта в школе

Эффективность этапа «запуска проек-та»

Эффективность этапа защиты проектов

 

 

Дизайн презентации проекта

Контрастность фона и текста

Размер шрифта

Наличие графики, содержательно свя-занной с текстом

Информационные шумы

Структурирование презентации по-средством гиперссылок

 

 

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Приме-чания

Учебно-методический пакет проекта «Химия и пища»

Развитие умений оценки ма-териалов для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

Студенческая разработка

 

Учебно-методический пакет проекта «Спирты»

Развитие умений оценки ма-териалов для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

Студенческая разработка

 

Набор ЦОР к учебно-методическому комп-лексу О.С.Габриеляна по химии (8-11 классы)

Анализ дидактических качеств ЦОР по органической химии

Издательство ООО «Дрофа», НФПК,2006

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

В качестве домашнего задания студентам предлагается проанализировать ЦОР, представленные на дисках, и составить краткую аннотацию тем и разделов, связанных с органической химией, согласно критериям оценивания ЦОР (см. раздаточный материал к лекции) и оформить ее в электронном виде.

Актуализировать знания о сущности проектно-исследовательской технологии, используя материал лекций и литературу к спецкурсу.

6. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия.

На начальном этапе студентам предлагается в режиме полилога доработать критерии оценивания проекта по аналогии с предыдущим занятием (см. п. В Перечня образцов раздаточного материала).

Затем студенты анализируют «визитные карточки» проектов (см. п. А, Б Перечня образцов раздаточного материала), содержание УМП проектов (Приложение «Проекты») в индивидуальном режиме, заполняя разработанный шаблон критериев оценки.

Результаты оценивания студенты обсуждают в режиме дискуссии. Студентам предлагается назвать критерии, при оценке которых, были выставлены максимальное и минимальное количества баллов и аргументировать результат такого оценивания.

Далее студентам предлагается указать темы из школьного курса органической химии, при изучении которых целесообразно использовать проектно-исследовательскую технологию. Аргументировать выбор предлагается, используя «ПОПС-формулу» (см. п. Г Перечня образцов раздаточного материала).

На завершающем этапе преподаватель, используя видеопроектор, дает рекомендации по загрузке и интерфейсу наборов ЦОР, разработанных в рамках проекта ИСО (см. Перечень и краткое писание программных средств).

Студенты осваивают алгоритмы работы с наборами ЦОР, знакомятся с интерфейсом.

В качестве домашнего задания студентам предлагается проанализировать наборы ЦОР, разработанных в рамках проекта ИСО и составить краткую аннотацию ЦОР, связанных с органической химией, согласно критериям оценивания ЦОР (см. раздаточный материал к лекции) и оформить ее в электронном виде.

Актуализировать знания об использовании информационно-коммуникационных технологий для решения проблем обучения  органической химии в школе, используя материалы лекций и литературу к курсу:

·        Безрукова Н.П., Реди Е.В., Изместьева Н.Д. Рекомендации по изучению отдельных тем школьного курса химии с использованием компьютерных технологий: Методическая разработка. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 40 с.

·        Intel: обучение для будущего: Учебное пособие – М.: Интернет – Университет Информационных Технологий, 2006. – 148 с.

·        Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гумани. изд. центр Владос, 1999.- 384 c.

·        Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академия», 2003. – 272с.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

Тема: Возможности сети Интернет для организации обучения

органической химии

 

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

 Развитие умений поиска, анализа информации из компьютерных сетей, соответствующих уровню ключевых компетентностей. 

Продолжение формирование умений построения уроков  на основе инновационных технологий, соответствующих уровню базовой компетентности.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

·        Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. 336 с.

·        Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Критерии оценивания методических рекомендаций к уроку (см. п. В Перечня образцов раздаточного материала к практическому занятию №1).

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

В качестве домашнего задания студентам предлагается проанализировать наборы ЦОР, разработанных в рамках проекта ИСО и составить краткую аннотацию ЦОР, связанных с органической химией, согласно критериям оценивания ЦОР (см. раздаточный материал к лекции) и оформить ее в электронном виде.

Актуализировать знания об использовании информационно-коммуникационных технологий для решения проблем обучения органической химии в школе, используя материалы лекций и литературу к курсу.

5. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия.

На начальном этапе необходимо актуализировать знания и умения студентов по поиску информации в сети Интернет.

Поиск в сети можно производить как на уже заранее известных сайтах, так и используя тематические каталоги или поисковые системы.

Следующая часть занятия посвящена самостоятельному поиску методических рекомендаций к урокам по органической химии с использованием инновационных методов и технологий в сети Интернет. Рекомендуемые ссылки:

1) http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=411835

Урок по теме: "Стиральный порошок, его состав и свойства" разработанный на основе метода проектов.

2) http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419939

Интегрированный урок, сюжетно-ролевая игра "Состав нефти, способы ее переработки, нефтепродукты". 10-й класс

3) http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413442

Урок по теме: "Галогены". 9-й класс, на основе ЦОР.

Далее совместно со студентами необходимо выбрать один урок (найденный самостоятельно, или из предложенных) и проанализировать, при этом студенты заполняют шаблон критериев оценки методических рекомендаций (см. п. В Перечня образцов раздаточного материала к практическому занятию №1). Обсуждение результатов анализа проводится в режиме дискуссии, при этом студентам рекомендуется выразить свое мнение, используя «ПОПС-формулу» (см. п. Г Перечня образцов раздаточного материала к практическому занятию №1).

Затем студентам выдаются темы для  разработки собственных методических рекомендаций к уроку по органической химии с использованием инновационных технологий.

В качестве домашнего задания студентам рекомендуется найти в сети Интернет ЦОР по органической химии, проанализировать их и составить краткую аннотацию ЦОР согласно критериям оценивания ЦОР (см. раздаточный материал к лекции) и оформить ее в электронном виде.

Подобрать материалы в электронном виде и на печатной основе, необходимые для разработки методических рекомендаций по выбранной теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

Тема: Использование интерактивной доски для повышения эффективности уроков по органической химии

 

Продолжительность _2_ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений проектирования этапов уроков, связанных с базовыми темами школьного курса органической химии с использованием интерактивной доски, соответствующих уровню базовых компетентностей.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. матери-алы по теме занятия.

·        Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. 336 с.

·        Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примеча-ния

Библиотека элект-ронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Разработка примеров ис-пользования интерактивной доски на уроках химии

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

ЭИ «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

Разработка примеров ис-пользования интерактивной доски на уроках химии

ООО "Физикон"

 

Интегрированное межпредметное ЭИ по естественно-науч-ному циклу (биоло-гия, химия, эколо-гия)

Разработка примеров ис-пользования интерактивной доски на уроках химии

ООО "Физикон"

 

ЭИ «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

Разработка примеров ис-пользования интерактивной доски на уроках химии

МарГТУ

 

Открытая Химия 2.6

Разработка примеров ис-пользования интерактивной доски на уроках химии

ООО «Физикон»

 

Набор ЦОР к мето-дическому комплек-су О.С.Габриеляна по химии (8-11 классы)

Разработка примеров ис-пользования интерактивной доски на уроках химии

Издательство ООО «Дрофа», НФПК,2006

 

Интерактивная доска

 

 

 

2. Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

В качестве домашнего задания студентам рекомендуется найти в сети Интернет ЦОР по органической химии, проанализировать их и составить краткую аннотацию ЦОР согласно критериям оценивания ЦОР (см. раздаточный материал к лекции) и оформить ее в электронном виде.

Подобрать материалы в электронном виде и на печатной основе, необходимые для разработки методических рекомендаций по выбранной теме.

3. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия.

Первая часть занятия посвящена овладению студентами приемами работы с интерактивной доской. Далее обсуждаются преимущества использования интерактивной доски на уроках химии:

1. Учитель не привязан к компьютеру и клавиатуре, что позволяет ему свободно менять что-либо в своей разработке по ходу урока.

2. Параллельно презентации можно вести и записи на доске, что так же позволяет не терять время на перемещение от доски к проектору и обратно.

3. Все замечания и добавления, появившиеся в процессе обсуждения материала с учащимися, можно сохранить в исходном файле и использовать в электронном виде на следующих занятиях либо в качестве раздаточного материала в распечатанном виде.

3. При отвлечении учителя к клавиатуре внимание учащихся рассеивается, а при использовании стилуса, внимание аудитории автоматически концентрируется на демонстрируемом материале.

4. При работе с интерактивной доской учитель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио и видео файлы можно легко контролировать, не отходя от доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо.

5. Использование интерактивной доски как необычного пока средства обучения повышает интерес к изучению материала.

Приводится пример фрагмента урока, включающего работу с электронной доской. На интерактивную доску выводится шаблон – матрица, используемая в качестве дидактического материала. Каждый ученик (студент) получает свой номер варианта, по которому он лично будет работать над общими для всего класса заданиями, требующими разноуровневой (репродуктивной, репродуктивно – продуктивной, продуктивной) деятельности. Учитель формулирует задание и называет фамилию отвечающего. Остальные учащиеся следят за правильностью ответа, а при наличии ошибок вносят исправления.

Примеры заданий:

На матрице представлен ряд химических формул органических соединений. Задание – отметить на доске формулы веществ, способных вступать в реакции:

а) присоединения (1-й вариант индивидуального задания для ученика);

б) замещения (2-й вариант индивидуального задания для ученика);

в) полимеризации (3-й вариант индивидуального задания для ученика).

На матрице представлен  ряд химических формул органических соединений. Задание – отметить номера строк, в которых даны формулы гомологов:

а) этана (1-й вариант);

б) циклогексана (2-й вариант);

в) гексина (3-й вариант).

На втором этапе занятия студентам предлагается разработать примеры использования интерактивной доски на уроках органической химии. Разработанные примеры демонстрируются группе, при этом необходимо аргументировать целесообразность применения интерактивной доски, используя «ПОПС-формулу» (см. п. Г Перечня образцов раздаточного материала к практическому занятию №1).

В качестве домашнего задания студентам предлагается, используя рекомендуемую литературу к спецкурсу завершить подборку материалов в электронном виде и на печатной основе, необходимых для разработки методических рекомендаций по выбранной теме. Разработать материал для контроля знаний учащихся. Необходимо акцентировать внимание студентов на целесообразности использования разноуровневых заданий.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

 

Тема: Игровые технологии в организации изучения органической химии

 

Продолжительность _2_ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений проектирования уроков, связанных с базовыми темами школьного курса органической химии на основе интеграции игровых технологий и традиционного обучения, соответствующих уровню базовых компетентностей.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

·        Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. 336 с.

·        Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

3. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

В качестве домашнего задания студентам предлагается, используя рекомендуемую литературу к спецкурсу завершить подборку материалов в электронном виде и на печатной основе, необходимых для разработки методических рекомендаций по выбранной теме. Разработать материал для контроля знаний учащихся. Необходимо акцентировать внимание студентов на целесообразности использования разноуровневых заданий.

4. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия.

Первая часть занятия посвящена актуализации знаний об использовании игровых технологий в изучения химии.

Далее следует демонстрация примеров дидактических игр по органической химии. Их можно использовать как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении материала, а также в процессе контроля знаний учащихся и во внеклассной работе. Примеры дидактических игр:

Игра "Найди ошибку"

Цель. Закрепить умение составлять названия органических соединений по структурной формуле, развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные и отвергать неверные ответы.

Дидактические материалы. Карточки с 5-6 строками:

слева – структурная формула соединения, справа верное название, либо название с одно ошибкой.

Задание. Учащиеся разбиваются на три команды (например, по числу рядов столов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке. По сигналу учителя игроки, сидящие за первыми столами, находят и исправляют ошибку в названии (если она есть) в первой строке карточки и передают ее ученикам за вторыми столами, те исправляют ошибки во второй строке карточки и передают ее дальше и т. д.

Побеждает команда, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки. После игры обсуждаются результаты.

Игра "Узнай меня"

Цель. Закрепить знания о типах химических реакций в органической химии, развить внимание и зрительную память.

Атрибуты. Карточки с уравнениями химических реакций органических соединений. Уравнения реакций должны быть разного типа.

Задание. На доске учитель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.

Игра "Отгадай задуманное соединение"

Цель. Закрепить знание химических свойств органических соединений.

Атрибуты. Карточки с названиями органических соединений.

Описание игры. Ведущий просит одного из учеников (или группу учащихся) выбрать одну из карточек. Учащиеся, не называя вещества, перечисляют характерные для него свойства. Остальные ученики должны отгадать вещество, написанное на карточке.

Далее студентам предлагается объединиться в мини-группы и разработать дидактическую игру по органической химии согласно предложенным образцам. Возможные темы для разработки игры:

1. «Изомерия и номенклатура предельных углеводородов»

2. «Изомерия и номенклатура непредельных углеводородов»

3. «Изомерия и номенклатура ароматических углеводородов»

4. «Химические свойства алкадиенов»

5. «Химические свойства алкинов»

6. «Химические свойства кислородсодержащих органических соединений»

7. «Химические свойства углеводов»

8. «Химические свойства аминов»

На втором этапе занятия студенты представляют разработанную игру аудитории, причем группе предлагается поиграть, а затем высказать свое мнение о целесообразности использования предложенных игр в образовательном процессе, используя «ПОПС-формулу» (см. п. Г Перечня образцов раздаточного материала к практическому занятию №1).

В качестве домашнего задания студентам рекомендуется продолжить разработку методических рекомендаций к уроку по выбранной теме. Оформить разработанные методические рекомендации в текстовом редакторе. Проанализировать учебную программу и выявить сложности, которые могут возникнуть при изучении конкретных тем органической химии в школе:

Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006. 80 с.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

 

Тема: Выявление проблем при изучении конкретных тем органической химии и разработка способов их решения

 

Продолжительность _2_ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Продолжение развития умений проектирования этапов уроков, связанных с базовыми темами школьного курса органической химии на основе интеграции инновационных технологий и традиционного обучения, для решения проблем изучения конкретных тем органической химии, соот-ветствующих уровню базовых компетентностей.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

·        Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. 336 с.

·        Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

·        Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006. 80 с.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии

Критерии оценивания методических рекомендаций к уроку.

Критерии оценивания

Параметры критерия

Максималь-ный балл

Оцен ка

груп-пы

Оцен-ка препо-

дава-теля

Целеполагание

Грамотность формулирования целей и задач урока

3

 

 

 

Учебно-мето-дическое обес-печение

Грамотный выбор ЦОР

Наличие разноуровневых заданий для работы с ЦОР и их качество

Грамотность формулировок вопросов для фронтальной беседы

Средства контроля и оценивания 

3

6

 

3

 

9

 

 

Проектирова-ние хода урока

Наличие и качество ориентировочно-моти-вационного этапа

Учет норм СанПина по непрерывной работе учащихся за компьютером

Наличие условий для реализации личностно-ориентированного обучения на операционно-исполнительском этапе

Наличие и качество рефлексивно-оценочного этапа

6

 

3

 

6

 

 

6

 

 

Качество пре-зентации

(технический аспект)

Грамотный вывод текстовой информации

Использование графической информации, содержательно связанной с излагаемым материалом

Отсутствие информационных шумов

Структурирование презентации с помощью гиперссылок

3

 

3

 

3

 

1

 

 

Качество презентации

(выступление

студента)

Логичность изложения материала

Уровень владения материалом, отражаемый в ответах на вопросы аудитории

6

 

9

 

 

 

Оценка проводится с использованием уровневой системы: «низкий уровень», «средний уровень», «высокий уровень», при этом в зависимости от важности показателя критерия каждому уровню присваивается 1, 2 или 3 балла.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Приме-чания

Библиотека электрон-ных наглядных посо-бий «Химия 8-11 классы»

Разработка этапов уроков по органической химии

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

ЭИ «Химия» для под-готовки к единому го-сударственной экзаме-ну (ЕГЭ)

Разработка этапов уроков по органической химии

ООО "Физикон"

 

Интегрированное меж-предметное ЭИ по ес-тественно-научному циклу (биология, хи-мия, экология)

Разработка этапов уроков по органической химии

ООО "Физикон"

 

ЭИ «Химия, 8-11 класс. Виртуальная ла-боратория

Разработка этапов уроков по органической химии

МарГТУ

 

Открытая Химия 2.5

Разработка этапов уроков по органической химии

ООО «Физикон»

 

Набор ЦОР к методи-ческому комплексу О.С.Габриеляна по хи-мии(8-11 классы)

Разработка этапов уроков по органической химии

ООО «Дрофа»

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

В качестве домашнего задания студентам рекомендуется продолжить разработку методических рекомендаций к уроку по выбранной теме. Оформить разработанные методические рекомендации в текстовом редакторе. Проанализировать учебную программу и выявить сложности, которые могут возникнуть при изучении конкретных тем органической химии в школе:

Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006. 80 с.

6. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия.

Студенты делятся на 4 мини-группы по желанию и выбирают одну из тем:

– Углеводороды;

– Кислородсодержащие органические соединения;

– Азотсодержащие органические соединения;

– Жиры и углеводы.

Далее студенты в мини-группе выявляют сложности обучения, характерные для выбранной темы и разрабатывают пути их решения на основе интеграции традиционных методов и инновационных технологий. Затем, на каждую выявленную проблему, необходимо разработать пример этапа урока, на котором наглядно показано решение возникшей проблемы. Студенты в мини-группе совместно анализируют предложенные разработки и выбирают одну из них, для демонстрации в группе.

Например:

При изучении химических свойств бензола невозможна практическая демонстрация, так как бензол является крайне ядовитым. Решить проблему можно используя фрагмент программы «Химия. Виртуальная лаборатория 8-11 класс» (тема «Свойства органических веществ», лабораторная работа «Ароматические углеводороды», опыт «Бромирование бензола»). Следуя подробной инструкции программы, учащиеся проводят химический эксперимент. Помимо реализации цели: формирования новых знаний о химических свойствах бензола, учащиеся так же актуализируют знания о названиях химической посуды и оборудования, о технике безопасности при проведении экспериментов, закрепляют умение составления уравнений химических реакций, развивают логической мышление, умения делать выводы, развивают наблюдательность.

Далее проводится демонстрация выбранных разработок, с последующим обсуждением в группе, при этом необходимо аргументировать целесообразность применения инновационных методов и технологий для решения конкретной проблемы, используя «ПОПС-формулу» (см. п. Г Перечня образцов раздаточного материала к практическому занятию №1).

На завершающем этапе следует обсудить со студентами критерии и показатели критериев, в соответствии с которыми будут оцениваться разработанные ими методические рекомендации. В частности, следует подчеркнуть различие между критерием - аспектом оценивания и его показателями, которые непосредственно подвергаются «измерению» (см. раз-даточный материал к занятию). Например, проектирование хода урока (критерий оценивания) можно оценить, используя следующие показатели:

учет норм СанПина по непрерывной работе учащихся за компьютером;

наличие условий для реализации личностно-ориентированного обучения на операционно-исполнительском этапе;

наличие и качество рефлексивно-оценочного этапа.

Как показывает практика, у студентов возникают определенные затруднения в грамотном формулировании целей и задач урока. Обсуждая критерий целеполагание, следует еще раз подчеркнуть, что дидактические цели по иерархии стоят выше, чем методические задачи. Если к первым можно отнести формирование (развитие) элементов грамотности (например, химической, информационной и т.д.), компетентности, культуры, то в каестве методических задач будут выступать формирование (развитие) знаний по конкретной теме, умений и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что раздавать критерии оценивания студентам до их обсуждения нецелесообразно. Для эффективного достижения целей занятия необходим полилог «преподаватель студенческая аудитория», в процесс которого преподаватель, используя метод наводящих вопросов, помогает студентам в формулировании критериев и показателей критериев оценивания. В процессе обсуждения возможны некоторые изменения в показателях критериев (см. Перечень образцов раздаточного материала), которые по окончании обсуждения необходимо внести в таблицу критериев.

Далее студенты анализируют собственные методические разработки в контексте выработанных критериев, вносят необходимые изменения, завершают разработку методических рекомендаций и оформляют их в текстовом редакторе MS Word. Преподаватель проводит консультации в индивидуальном режиме.

В качестве домашнего задания студентам рекомендуется завершить оформление методических рекомендаций к уроку в виде компьютерной презентации, подготовиться к защите.

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

 

Тема: Защита разработанных методических рекомендаций

 

Продолжительность _2_ часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений излагать материал с использованием компьютерных презентаций, умений обосновывать и защищать свою точку зрения, соответствующих уровню ключевых компетентностей.

2. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Видеопроектор, компьютер.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии

Критерии оценивания методических рекомендаций к уроку (см. Перечень образцов раздаточного материала к практическому занятию № 6).Итоговая оценка презентации:

70–63 методические рекомендации готовы к апробации в учебном процессе;

62–56 методические рекомендации требуют незначительной доработки;

55–48 методические рекомендации требуют существенной доработки;

Менее 48 баллов – необходима переработка методических рекомендаций.

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

Студентам рекомендуется завершить оформление методических рекомендаций к уроку в виде компьютерной презентации, подготовиться к защите.

5.Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Организацию защиты целесообразно проводить, используя методику «черно-белого оппонирования», при этом задача «черного» оппонента заключается в выявлении слабых сторон защищаемых методических рекомендаций, задача «белого» оппонента – выявление сильных сторон. Предлагаемая тактика оппонирования способствует, с одной стороны,  формированию умений  находить положительные стороны в любом выступлении, давать позитивную оценку, а с другой – умений конструктивно критиковать отрицательные моменты защищаемых методических рекомендаций. В ходе защиты участники развивают умения излагать информацию перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения. Как показывает наша практика, целесообразно, чтобы авторы каждого проекта защищали свою работу перед всей группой.

На начальном этапе занятия следует пояснить студентам, что цель защиты – всесторонний анализ разработанных рекомендаций с тем, чтобы разработчик по окончании курса смог максимально улучшить свою разработку.

Процедура защиты.

1. Группа выбирает ведущего, который организует обсуждение регламента (Например, 7 мин выделяет на выступление, 7 мин – ответы на вопросы).

2. Ведущий представляет выступающих, назначает «черного» и «белого» оппонентов перед каждым выступлением, предоставляет время для вопросов аудитории, следит за регламентом.

3. На заключительном этапе защиты конкретной работы ведущий  предоставляет слово «черному» и «белому» оппонентам (целесообразно использовать именно такую очередность) и предлагает в течение 2-3 минут выставить баллы по конкретным показателям.

4. По окончании защиты всех работ группа выбирает 2-3 человек для подсчета баллов. Следует пояснить студентам, что общее число баллов за конкретную разработку будет рассчитываться как среднее арифметическое между баллами, выставленными преподавателем и группой. В свою очередь, баллы, выставленные студенту группой, рассчитываются как среднее арифметическое между баллами, выставленными студенту каждым участником защиты, то есть всеми студентами.

Результаты работы «счетной комиссии» доводятся до сведения всех участников защиты.

Зачет по спецкурсу выставляется на основе результатов защиты и компьютерного тестирования, которое проводится по окончании курса.