ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра Информационных технологий обучения и математики

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ  К СПЕЦКУРСУ:

 

«Организация обучения органической химии в школьном курсе химии с использованием ЦОР»

 

в составе  дисциплины  ДПП.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент

ДПП.В.00       Дисциплины и курсы по выбору студента

 

Специальность:     032300.00  -   Химия с дополнительной специальностью                                                                        

 (код ОКСО, наименование)

 

 

 

Подпись:                                                                                                              





Издание подготовлено в рамках проекта  «Информатизация 
системы образования», реализуемого Национальным фондом 
подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Красноярск

2007

 

 

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию курса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного экспертом описания спецкурса).

Содержание спецкурса разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности и включает:

– понятийный аппарат курса: важнейшие источники информации об органических соединениях и органических реакциях; анализ и ис-пользование ЦОР по органической химии; вопросы частных методик, отно-сящихся к основным темам органической химии школьного курса; раз-личные подходы к изучению основных тем школьного курса органической химии; методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; новые принципы и методы обучения;

– критерии оценивания дидактических качеств ЦОР и умения их применять на примере конкретной темы по органической химии;

– критерии оценивания учебно-методических пакетов для органи-зации проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении конкретной темы по органической химии;

– умения построения уроков на основе ЦОР;

– умения разработки учебно-методических пакетов для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по конкретной теме по органической химии.

2. Цели курса

содействие развитию профессионально-педагогической компе-тентности будущего учителя химии в области использования инно-вационных технологий при организации изучения базовых тем школьного курса органической химии.

3. Задачи учебного модуля/курса

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

– развитие элементов коммуникативной компетентности через организацию работы студентов в процессе освоения содержания курса в микрогруппах, использование таких организационных форм как защита методических рекомендаций к урокам, учебно-методических пакетов для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении органической химии;

– развитие элементов информационной компетентности студентов, проявляющейся в самостоятельной деятельности по поиску, анализу и использованию необходимой информации, из различных информационных источников, в том числе сети Internet.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

– развитие элементов информационной компетентности посредством использования в процессе реализации содержания курса в образовательной практике компьютерного тестирования; компьютеризированных лекций; цифровых образовательных ресурсов;

– инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к обучению органической химии в школе.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

– актуализация и систематизация знаний студентов по темам, полученных в курсе «Теория и методика обучения химии», необходимых для решения методической задачи организации изучения базовых тем школьного курса органической химии с использованием ИКТ, моде-рнизированного метода проектов, игровых технологий;

– формирование понятийного аппарата, связанного с использованием ИКТ в обучении органической химии;

– формирование системы знаний о роли и возможностях ЦОР при организации изучения базовых тем школьного курса органической химии;

– развитие умений оценивания дидактических качеств ЦОР на примере ЦОР по органической химии;

– формирование умений построения уроков по базовым темам органической химии с использованием ИКТ;

– развитие знаний о возможностях проектно-исследовательской технологии, игровых технологий для повышения эффективности обучения базовым темам органической химии;

– мотивация научно-методической деятельности студентов по иссле-дованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения базовых тем школьного курса органической химии.

4. Взаимосвязь спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

Спецкурс непосредственно связан с содержанием дисциплин «Ор-ганическая химия», «Теория и методика обучения химии».

5. Ожидаемые результаты освоения модуля/курса

Уровень ключевых компетентностей:

– сформированность элементов коммуникативной компетентности будущих учителей, проявляющейся в умении выстраивать партнерские отношения в совместной деятельности;

– сформированность элементов информационной компетентности студентов, проявляющейся в умении самостоятельного поиска, анализа и использования информации из различных источников.

Уровень базовых компетентностей:

– сформированность элементов информационной компетентности, проявляющейся в понимании роли и умении использования ИКТ для повышения эффективности обучения химии в будущей профессиональной деятельности;

– организация самообразовательной деятельности в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.

Уровень специальных компетентностей:

– актуализация и систематизация знаний и умений, полученных в курсе органической химии, курсе теории и методики обучения химии, необходимых для решения методических задач организации изучения органической химии на основе интеграции традиционных методов и ИКТ;

– сформированность понятийного аппарата, связанного с использованием ИКТ в обучении органической химии;

– овладение системой знаний о роли и возможностях ЦОР, проектно-исследовательской технологии, игровых технологий при организации изучения органической химии в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

– сформированность умений оценки дидактических качеств ЦОР по органической химии;

– сформированность умений проектирования уроков по органической химии на основе интеграции традиционных методов и ИКТ.

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля/курса

В результате освоения содержания студент должен

знать:

– базовую терминологию курса;

– классификацию ЦОР по химии;

– критерии оценивания дидактических качеств ЦОР;

– возможности ИКТ, модернизированного метода проектов и игровых технологий в решении проблем обучения органической химии в школе;

уметь:

– оценивать дидактические качества ЦОР по органической химии;

– оценивать дидактические качества материалов для организации про-ектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении базовых тем органической химии;

– проектировать уроки по базовым темам органической химии на ос-нове ЦОР и других инновационных технологий;

владеть:

методами организации самостоятельной работы учащихся и развития их творческих способностей с использованием ИКТ и модернизированного метода проектов в процессе изучения органической химии.

6. Перечень элементов спецкурса:

·       рабочая программа учебного спецкурса;

·       учебно-методическое обеспечение учебного спецкурса по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

-     лекция:  план-конспект лекции, материалы для компьютерной поддержки лекции;

-     практические занятия: методические рекомендации к проведению уроков на основе ЦОР, учебно-методические пакеты для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся; сайты сети Интернет;

-     литература;

·       методическое обеспечение контроля знаний студентов:

-     компьютерный тест;

-     критерии оценивания презентаций методических рекомендаций к урокам.

7. Инновационность спецкурса:

7.1 Инновационность по целям обучения.

Проявляется в формировании целей обучения в контексте компетентностного подхода.

7.2.Инновационность по содержанию обучения.

Заключается во включении в содержание обучения:

-     материала о возможностях ИКТ, проектно-исследоватеской техно-логии, игровых технологий для решения основных проблем обучения орга-нической химии в школе;

-     классификации ЦОР, критериев оценки дидактических качеств ЦОР по органической химии, критериев оценки дидактических качеств материалов для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся;

-     умений оценивания методических рекомендаций к урокам и УМП для организации проектной деятельности учащихся по органической химии, с использованием уровневой системы;

-     умений проектировать уроки по базовым темам органической хи-мии с использованием ЦОР;

-     умений организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе освоения базовых тем органической химии.

7.3.Инновационность по методам обучения

Заключается в использовании ИКТ, игровых технологий, групповых методов обучения, метода анализа методических рекомендаций к уроку, метода анализа учебно-методических пакетов для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, методов контроля и оценивания знаний – защиту компьютерных презентаций методических рекомендаций к урокам, компьютерного тестирования.

7.4. Инновационность по формам обучения

Проявляется в применении модернизированных организационных форм обучения: компьютеризированная лекция, практические занятия с ИКТ, семинар-защита разработанного творческого задания.

7.5.Инновационность по средствам обучения

Заключается в использовании интерактивной доски, видеопроектора, компьютерного класса, ЦОР как средств обучения, сети Internet.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования спецкурса для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования.

Реализуется посредством использования компьютерных тестов, кри-териев оценивания презентаций методических рекомендаций к урокам по базовым темам школьного курса органической химии.

8.2. Возможность использования спецкурса для формирования содер-жания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения.

Реализация возможна  посредством включения содержания курса в содержание обучения дисциплин и курсов по выбору студента, национально – регионального (вузовского) компонента.

9. Список авторов элементов комплекта спецкурса:

Безрукова Н.П., доктор педагогических наук, кандидат химических наук, профессор кафедры современных технологий обучения;

Льгова Р.А., методист отдела ЦОР и педагогического проектирования;

Сыромятников А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и математики.

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке спецкурса

1. Государственный образовательный стандарт по специальности 03230.00 «Химия с дополнительной специальностью», квалификация «Учитель химии».

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002.

3. Бордуков М.И., Адольф В.А., Кононенко И.Ю. и др. Концепция и программа измерения качества профессионально-педагогической подготовки учителя в Красноярском государственном педагогическом университете. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 68 с.

4. Бордуков М.И., Майер Р.А., Стеганцева Т.А. и др. Концепция и программа обновления профессионально-педагогической подготовки учи-теля в КГПУ. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. – 36 с.