Урок 32-34. Проект «Гобелены и коврики»

Практическая цель проекта – создание рисованного изображения коврика или гобелена (не включающего сканированные и фото элементы), используя возможности любого стандартного графического редактора  (Pаint, ProCreate Painter Classic и др.) или детской графической среды (типа ПервоЛого, ЛогоМиры) и готовый набор элементов рисунка.
Методическая цель проекта – продолжить знакомство детей с графическим редактором, в частности познакомить ребят с новыми возможностями графического редактора: копированием, отражением, поворотом, увеличением/уменьшением рисунка и т. д.

План проведения проекта:

  1. Первый урок
    1. Вводное обсуждение.
    2. Знакомство с новыми возможностями графического редактора
    3. Знакомство с альбомом элементов рисунка
    4. Рисование эскиза гобелена или коврика
  2. Второй и третий уроки
    5. Планирование работ
    6. Подготовка альбома под проект
    7. Рисование фона и обрамления
    8. Рисование элементов гобелена
    9. Сборка элементов рисунка
    10. Представление и просмотр готовых работ

О проекте

Как видите, этот проект похож на проект «Новогодняя открытка» из курса 1 класса. Действительно, в проекте «Новогодняя открытка» дети начали знакомиться с возможностями одного из графических редакторов (тем, который входит в ваше программное обеспечение или любым другим по вашему выбору). Сейчас им предстоит это знакомство продолжить. В чем же отличие этих двух проектов? Каждый из вас, наверное, много раз видел вещи, тканные в соответствии с народными традициями. Как правило, это коврики или покрывала, накидки или одеяла, в оформлении которых узор является весьма важным элементом. Каждый народ имеет свои традиционные элементы узоров и характерные цвета для их исполнения, так что специалист, конечно, отличит индейское покрывало от африканского.  Однако есть и нечто общее в ткачестве разных народов. Во-первых, присутствие симметрии во всех смыслах этого слова. В народных ковриках одни и те же элементы обычно повторяются неоднократно, они бывают повернуты, перевернуты «вверх ногами» или зеркально отражены. Во-вторых, многие из народных узоров основаны на различных геометрических элементах – полосках, квадратах, ступенях, ромбах, треугольниках и т. п.

Работа над этим проектом обычно весьма привлекательна для детей, поскольку, будучи технически несложной, позволяет проявить творческую индивидуальность и получить красочный, выразительный результат. Кроме того, состав современных классов часто многонационален и работы по этому проекту дадут возможность детям узнать лучше друг друга. Работу по этому проекту очень полезно проводить вместе с учителем ИЗО, если необходимо, увеличив количество часов.

Урок 1. Вводное обсуждение

Как всегда, в начале проекта нужно познакомить ребят с проектной задачей. Лучше сопроводить свой рассказ показом различных ковриков, одеял, гобеленов и т.д. Предпочтительнее всего, если это будут фотографии или рисунки реальных объектов (или даже реальные коврики), но это могут быть и работы, выполненные в этом проекте (учителем или другими ребятами). После просмотра гобеленов и ковриков, есть смысл вместе с ребятами выделить особенности рисунков и орнаментов. Обязательно должна прозвучать идея повторяемости одних и тех же орнаментов и мотивов. Симметрию относительно прямой можно называть зеркальным отражением. Таким образом вводное обсуждение должно подготовить детей к тому, что для реализации данного проекта нам необходимы новые инструменты, позволяющие: повернуть рисунок, зеркально отразить рисунок, увеличить или уменьшить рисунок и т .д.

Знакомство с новыми возможностями графического редактора

На первом уроке проекта результаты работы детей сохранять не потребуется, поэтому можно просто попросить ребят открыть соответствующую программу, например, Pаint. Для начала лучше вспомнить инструменты графического редактора, которые ребятам уже должны быть известны из проекта «Новогодняя открытка»: прямая, кривая, кисть, распылитель, ластик, автофигуры (овал, прямоугольник, многоугольник и т.д.) и т.д. Можно просто давать ребятам короткие задания, типа «Нарисуй красный круг» и проверять, все ли с ними справляются. При необходимости нужно оказать ребятам помощь в индивидуальном порядке.
Затем нужно перейти к знакомству с новыми возможностями, необходимыми для реализации данного проекта. Для начала попросите ребят с помощью известных им инструментов нарисовать какой-нибудь простой рисунок, например, цветок со стебельком и одним листочком. Вы можете выбрать любой другой простой рисунок, который не имеет осей симметрии (в противном случае преобразования рисунка не будут выглядеть наглядно) и зарисовать эскиз на доске. После того, как все дети с этим заданием справились, попросите ребят по очереди произвести следующие действия:

  1. Скопировать и вставить этой рисунок. Для этого нужно выделить рисунок прямоугольной рамочкой (или кривой произвольной формы), затем выбрать в меню «Правка» команды «Копировать», а затем «Вставить». По ходу нужно обратить внимание детей, что копировать рисунок можно вместе с частью фона или на прозрачном фоне – тот или другой режим нужно специально установить.
  2. Увеличить и уменьшить свой рисунок. Для этого в программе Pаint нужно выделить рисунок, подвести курсор к углу рамки выделения и поймать момент, когда курсор будет выглядеть как двунаправленная стрелка. Теперь можно двигать рамку выделения в ту или другую сторону, вместе с этим будет увеличиваться или уменьшаться рисунок. Того же эффекта можно добиться, выбрав в меню «Рисунок» команду «Растянуть/наклонить» и указать соответствующие параметры сжатия или растяжения (в процентах). В детских графических средах, таких как ПервоЛого или ЛогоМиры есть специальные кнопки: уменьшить (с плюсом) и увеличить (с минусом).
  3. Отразить рисунок зеркально. В программе Pаint для этого нужно выделить нужный рисунок, выбрать в меню «Рисунок» команду «Отразить/повернуть» и выбрать в открывшемся диалоговом окне либо «Отразить слева направо», либо «Отразить сверху вниз». Поскольку данная команда, скорее всего, будет для ребят совершенно новой и необычной, на этом действии стоит остановиться подробно. Пусть ребята поэкспериментируют с этим и другими рисунками, на это нужно отвести некоторое время. Не стоит вдаваться в какую-либо теорию, касающуюся симметрии фигур, все знания в этом проекте должны приобретаться в основном практическим путем. В детских графических средах, таких как ПервоЛого или ЛогоМиры для отражения есть специальные кнопки.
  4. Повернуть рисунок. В программе Pаint для этого нужно выделить нужный рисунок, выбрать в меню «Рисунок» команду «Отразить/повернуть» и выбрать в открывшемся диалоговом окне  «Повернуть на угол» и нужный угол (90°, 180° или 270°).  Дети второго класса практически не знакомы с понятием «градус», поэтому не стоит углубляться в теорию. Лучше, если дети поэкспериментируют и в ходе этих проб поймут, что происходит с рисунком при выборе той или другой команды (этого для выполнения проекта достаточно).

Для первого урока этих команд вполне достаточно. Со всеми остальными дополнительными возможностями ребят можно будет познакомить в индивидуальном порядке и по мере необходимости.

Знакомство с альбомом элементов рисунка

Заметим, что в отличие от проекта «Новогодняя открытка», в этом проекте работы ребят могут выглядеть вполне эстетично и в том случае, если дети будут рисовать все сами от начала и до конца, то есть не будут использовать готовых элементов, заготовленных нами. Конечно, в этом случае работа будет более трудоемкой и потребует большего времени. Поэтому решайте сами, в зависимости от силы класса и наличия времени на проект. Если класс слабый, стоит предложить ребятам использовать готовые изображения. Если класс средний, но у вас нет возможности провести проект в рамках трех часов (поскольку уроки пропадали), то опять же есть смысл использовать готовые изображения.
Чтобы познакомиться с альбомом различных орнаментов и элементов рисунка, ребятам нужно сделать следующее: открыть главную страницу сайта курса, найти проект «Гобелены и коврики» и нажать ссылку «Открыть галерею орнаментов». После этого откроется список файлов с эскизами страниц. Таким образом, ребята смогут просмотреть все элементы рисунков, доступные для использования, даже не открывая соответствующих файлов.

Рисование эскиза гобелена или коврика

Если в конце урока осталось немного времени, ребята начинают рисовать эскиз своей будущей работы. Заканчивать эту работу им предстоит дома. Прежде чем ребята возьмутся за работу, напомните им особенности внешнего вида гобеленов и ковриков. В этом проекте эскиз должен быть достаточно подробным вплоть до того, что это может быть точный рисунок изображения. Возможно, кто-то из детей захочет изобразить коврик или одеяло, который есть в его комнате. Такой ребенок может просто сфотографировать свой коврик и принести на следующий урок фотографию.

2-3 уроки. Планирование работ

В начале второго урока проекта дети должны спланировать работу по выполнению своего коврика. Для этого необходимо выполнить следующие действия: выделить фон, выделить элементы обрамления (кайма или бахрома), выделить все различные элементы орнамента. Лучше, если дети как-то оформят эту работу, например, в виде графического плана – нарисуют эскизы всех необходимых изображений. Учитель в это время ходит по классу и консультирует ребят, с одной стороны помогает правильно выделить элементы гобелена, а с другой – помогает уточнить эскиз. При этом мы советуем вам обратить внимание на следующие моменты. Некоторые реальные гобелены представляют собой как бы картины, выполненные на ткани – изображения со сложным сюжетом, например, репродукции с известных картин («Завтрак на траве», «Охотники на привале» и т.д.) или сложно рисованные элементы, например, ваза с цветами или блюдо фруктами. Такие гобелены слабо связаны с методической целью нашего проекта (повторением, отражением, поворотом элементов). Кроме того, такие гобелены вряд ли получатся у ребенка красивыми, ведь чтобы нарисовать сложное изображение нужно обладать художественными способностями и очень хорошей техникой владения электронными инструментами. Поэтому, если вы видите у кого-то из ребят подобный эскиз, обсудите с ним еще раз тему проекта (тема проекта не картина, а именно рисунок «коврового» типа!) и возможности графического редактора. В ходе планирования работ ребята должны очень хорошо представлять, какие фрагменты изображения они впоследствии будут копировать, какие отражать зеркально или поворачивать. Если эскиз состоит из отдельных элементов, которые не повторяются и не перекликаются, то он не соответствует теме проекта и такую ситуацию необходимо поправить.
Поскольку гобелены и коврики состоят из одинаковых и симметричных элементов, то чаще всего они сами являются симметричными относительно вертикальной или горизонтальной оси. В таких случаях удобно сначала нарисовать половину коврика, а затем скопировать и отразить ее зеркально. Если коврик имеет и горизонтальную и вертикальную ось симметрии, то можно начать с четверти изображения. Такая часть эскиза, подлежащая копированию и отражению, обязательно должна быть выделена на этапе планирования работ.

Подготовка альбома под проект

После того, как группа в целом запланировала свои действия по рисованию гобелена, нужно подготовить рабочее пространство – альбом под проект. Все промежуточные результаты деятельности должны сохраняться. Именно поэтому мы предлагаем разбить изображение на части и рисовать отдельно каждую часть, чтобы ребенок, исправляя одну деталь рисунка, не испортил другую или фон. Если вы работаете в программе ПервоЛого (или ЛогоМиры), то там есть специальная кнопка «Заморозить фон». Она предназначена для того, чтобы сделать рисунок нестираемым.  
Итак, создаем папку «Коврик» и в ней ровно столько файлов, сколько имеется разных элементов изображения. Например, в папке могут быть файлы: фон, бахрома, цветок, орнамент1, орнамент2 и т.д. Некоторые части орнамента могут быть настолько просты, что для них нет смысла заводить отдельный файл: круг, треугольник, полоса и т.д. В таком случае можно рисовать несколько элементов в одном файле или рисовать эти элементы сразу на фон. При выборе второго варианта следует позаботиться о сохранении работы после каждого удачно сделанного шага. В таком случае, если следующий шаг будет сделан неудачно, файл можно просто закрыть (не сохраняя изменения) и открыть снова.

Рисование фона и элементов обрамления

Скорее всего, большинство фонов будут представлять собой раскрашенные прямоугольники, квадраты, овалы или круги. Что касается обрамления, то это чаще всего бахрома или кайма. В первом случае лучше всего нарисовать один повторяющийся элемент бахромы, например, одну кисть. Если кайма должна будет выглядеть как обычная рамка (однотонная), для ее рисования можно вообще не заводить отдельного файла – такого эффекта можно добиться, наложив два прямоугольника друг на друга. Если кайма предполагается с орнаментом, то здесь нужно нарисовать элемент орнамента, который будет повторяться. Вполне допустимо фон и элементы обрамления рисовать в одном файле. Кому-то из детей фон окажется вовсе не нужным. Так происходит тогда, когда ребенок располагает прямоугольные элементы орнамента вплотную вдруг к другу. Все эти нюансы, конечно, обсуждаются на этапе предварительного планирования работ.

Рисование элементов гобелена

Еще на этапе планирования работы ребята должны понять, что элементом в этом проекте является такая наименьшая часть орнамента, которая впоследствии будет повторяться. Элементов не обязательно должно быть много – можно составить красивый коврик, имея лишь 1-2 орнамента. Если элементы гобелена геометрического характера (включают треугольники, круги, отрезки, кривые и т.д.), то существенную помощь ребенку в создании орнамента окажут автофигуры и автолинии. Если элементы растительного или животного происхождения, то, скорее всего  ребята будут использовать еще кисть, ластик и т.д. Возможно, при этом понадобится поточечное редактирование элемента. В таком случае его лучше сначала увеличить, а после редактирования уменьшить.

Сборка элементов рисунка

После того как отдельные элементы готовы, ребята начинают из них собирать свой коврик. Элементы при этом копируются и располагаются на определенных местах. Иногда также их оказывается необходимо отразить зеркально или перевернуть. Иногда на одном коврике используется один и тот же узор разного размера в разных местах, например, крупный в центре изделия и мелкий – по краям. Какие при этом могут появиться проблемы?

  1. Ровная стыковка элементов вплотную. Часто коврик строится из прямоугольных элементов орнамента, которые копируются и стыкуются вплотную друг к другу. В этом случае нужна точность и аккуратность, чтобы стыковать элементы ровно по краю, совмещая соответствующие стороны и вершины прямоугольников. Только в этом случае элементы будут образовывать ровную полосу, и орнамент нигде не будет «ломаться».
  2. Несовпадение частей гобелена по длине (или ширине). Иногда при стыковке элементов вплотную оказывается, что длина (или ширина) одной части гобелена не соответствует длине другой. Например, гобелен может состоять из чередующихся полос. Одна полоса состоит из больших элементов орнамента, стыкуемых вплотную, а другая – из элементов поменьше. Понятно, что не так просто добиться того, чтобы в каждой полосе встало сколько-то целых элементов. Иногда получается, что длина одной полосы не совпадает с длиной другой. В таких случаях можно дать детям разные советы. Первый – уменьшить (увеличить) одну из полос целиком. Второй – совместить полосы и обрезать получившуюся конструкцию по меньшей полосе. Третий – совместить полосы и составить из них прямоугольник по большей полосе. Тогда оставшиеся в меньшей полосе пустоты по краям можно заполнить рисунками, частями того же (или другого) орнамента или просто заливкой. В некоторых случаях один размер можно просто подстроить под другой. Например, ребенок строит бахрому копированием кистей и стыковкой их вплотную. Конечно, при этом хочется, чтобы кистей по длине и ширине было целое число, но чтобы впоследствии эти размеры совпали с размерами фона. В таком случае можно вообще не делать фон сразу, а расставлять кисти на отрезки, из которых потом получится нужный нам прямоугольник (фона).

Если гобелен имеет 2 оси симметрии, сначала ребенок рисует четверть гобелена. Затем эту часть ученик копирует, отражает зеркально, например, справа налево (или слева направо) и стыкует с исходной четвертью. После этого получившуюся половину гобелена ребенок опять копирует и отражает по вертикали. Затем из этих половинок составляется гобелен целиком. Если гобелен имеет только одну ось симметрии, ребенок рисует и отражает половину. Проходя по классу и наблюдая за тем, как работают дети, учитель должен обязательно обращать внимание на то, используют ли ребята повторяемость и симметрию узоров и насколько продуктивно они это делают. Если ребенок работает совсем не рационально, помогите ему выбрать более удобный способ.

Представление и просмотр готовых работ

Оставьте в конце проекта 10-15 минут для просмотра и обсуждения готовых работ. После того, как ребята нарисовали свои коврики, устройте в классе выставку на мониторах. Пусть каждый ребенок откроет свою работу. В программах ПервоЛого и ЛогоМиры особенно эффектно работа смотрится в режиме демонстрации. В программе Pаint наиболее выигрышно работа будет смотреться, если выбрать в меню «Вид» команду «Посмотреть рисунок».

После того как все ребята открыли свои работы, дети несколько минут перемещаются по классу, рассматривая работы друг друга. После этого необходимо провести общее обсуждения в классе. Следует спросить ребят, какие работы показались самыми красивыми, оригинальными, необычными. Весьма вероятно, что в процессе этого обсуждения прозвучит вопрос «А как это у тебя получилось?». Как правило, каждый ребенок воспринимает свои новые умения весьма эмоционально, как личное открытие, и поэтому с удовольствием делится ими с друзьями, которые в свою очередь часто воспринимают объяснения одноклассников лучше, чем объяснения учителя.