Глаз и зрение, очки
Литература

Громов С.В., Родина Н.А. Физика 9. Учебник М.: Просвещение 2000.

 

Цель урока

Закрепить знания о строении глаза, рассмотреть виды дефектов зрения и способы их коррекции.

На данном уроке учитель может дать новый материал, пользуясь таблицами или непосредственно компьютерной моделью. Во втором случае учащиеся познакомятся с управлением моделью в процессе объяснения нового материала и им понадобиться меньше времени на выполнение задания самостоятельно. Учащиеся, выполняя задания на рабочих листах, могут пользоваться учебником.

 

№ п/п Этапы урока Время, мин Приемы и методы
1 Организационный момент 2
2 Проверка домашнего задания 3 Тест
3 Объяснение нового материала 13 Лекция
4 Закрепление нового материала с помощью компьютерной модели «Глаз как оптический инструмент» 25 Работа с рабочим листом и моделью
5 Объяснение домашнего задания 2

 

Домашнее задание: § 38, № 149, 150.

 

Модель 1. Глаз как оптический инструмент

Рабочий лист к уроку

Примерные ответы
Модель «Глаз как оптическая система»

ФИО, класс _________________________________________________________

1.

Следующие эксперименты выполните при данном условии:

аккомодация – нормальная, тип глаза – нормальный.

2.

При каком расстоянии от хрусталика глаза до предмета на сетчатке глаза получается сфокусированное изображение?

Ответ: расстояние равно 25 см.

3.

Как называют это расстояние?

Ответ: это расстояние называют расстоянием ясного (или наилучшего) зрения.

4.

Где при этом получилось изображение предмета?

Ответ: изображение получилось на сетчатке глаза.

5.

Следующие эксперименты выполните при данном условии:

аккомодация – дальняя, тип глаза – близорукий, расстояние до предмета равно бесконечности.

6.

Какие лучи падают на хрусталик глаза?

Ответ: на хрусталик глаза падают параллельные лучи.

7.

Где теперь получилось изображение предмета?

Ответ: изображение предмета получилось между сетчаткой глаза и хрусталиком.

8.

Что такое близорукость?

Ответ: близорукость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику.

9.

Следующие эксперименты выполните при данном условии:

аккомодация – нормальная, тип глаза – близорукий, расстояние до предмета равно 25 см.

10.

Где получилось изображение предмета?

Ответ: изображение предмета получилось между сетчаткой глаза и хрусталиком.

11.

На каком максимальном расстоянии должен находиться предмет, чтобы изображение было сфокусированным?

Ответ: d = 14 см.

12.

На какое расстояние нужно сместить предмет, чтобы изображение было сфокусированным?

Ответ: на 11 см ближе к глазу.

13.

Поставьте предмет на расстояние 25 см. Подберите очки для коррекции зрения. Какие линзы вы поставили?

Ответ: для коррекции близорукости поставили рассеивающие линзы.

14.

Изображение будет сфокусированным, если оптическая сила линз равна:

Ответ: от –3,3 дптр до –2,9 дптр.

15.

Измените аккомодацию на дальнюю и выставьте расстояние равное бесконечности. Изображение будет сфокусированным, если оптическая сила линз равна:

Ответ: от –3,6 дптр до –3,2 дптр.

16.

При какой оптической силе линз очками можно будет пользоваться, чтобы смотреть на предметы вдали и вблизи?

Ответ: –3,3 дптр или –3,2 дптр.

17.

Следующие эксперименты выполните при данном условии:

аккомодация – дальняя, тип глаза – дальнозоркий, расстояние до предмета равно бесконечности.

18.

Какие лучи падают на хрусталик глаза?

Ответ: на хрусталик глаза падают параллельные лучи.

19.

Где теперь получилось изображение предмета?

Ответ: изображение предмета получилось за сетчаткой глаза.

20.

Что такое дальнозоркость?

Ответ: дальнозоркость – это недостаток зре6ния, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке глаза, а за ней.

21.

Следующие эксперименты выполните при данном условии:

аккомодация – нормальная, тип глаза – дальнозоркий, расстояние до предмета равно 25 см.

22.

Где получилось изображение предмета?

Ответ: изображение предмета получилось за сетчаткой глаза.

23.

На каком минимальном расстоянии должен находиться предмет, чтобы изображение было сфокусированным?

Ответ: d = 52 см.

24.

На какое расстояние нужно сместить предмет, чтобы изображение было сфокусированным?

Ответ: предмет нужно сместить на 27 см от глаза.

25.

Поставьте предмет на расстояние 25 см. Подберите очки для коррекции зрения. Какие линзы вы поставили?

Ответ: для коррекции дальнозоркости поставили собирающие линзы.

26.

Изображение будет сфокусированным, если оптическая сила линз равна:

Ответ: от 2,1 дптр до 2,5 дптр.

27.

Измените аккомодацию на дальнюю и выставьте расстояние равное бесконечности. Изображение будет сфокусированным, если оптическая сила линз равна:

Ответ: 1,8 дптр до 2,2 дптр.

28.

При какой оптической силе линз очками можно будет пользоваться, чтобы смотреть на предметы вдали и вблизи?

Ответ: 2,1 дптр или 2,2 дптр.