С.А. Виноградов. В доме. 1914

Одним из интереснейших жанров является интерьер или как его иногда называли "в комнатах". Строго говоря, интерьер (с фр. interieur - внутренний) - это внутреннее пространство дома. Интерьер является наиболее ярким отражением художественного стиля, направления, и конечно личных вкусов и финансовых возможностей и образ жизни своих владельцев. Художники вводили элементы интерьера в портрет или историческую картину, чтобы лучше передать характеристику своей модели или происходящих событий. С течением времени интерьер становится самостоятельным жанром. Интересную линию развития этого жанра представляют собой работы художников, которые работали на рубеже XIX -XX веков. Интерьер этого времени можно с полным основанием назвать "интерьером настроения".

Так в работе С.А. Виноградова "В доме" перед нами уголок загородного дома или дачи где царит атмосфера уюта, покоя, размеренного быта русской интеллигентной семьи. Полотно буквально пронизано солнцем и ослепительным светом. Нагретые солнцем полы. Уютный, опрятный дом, где все вещи имеют свое место: выстроились в ряд "венские" стулья с гнутыми спинками, притаился в углу фикус с зелеными кожистыми листьями, в простенке между окон высокое зеркало, в котором отражается часть комнаты, а на подстолье под стеклом позолоченные бронзовые часы. Картины в позолоченной раме и рояль свидетельствуют о вкусах и увлечениях владельцев дома. А в окна врывается солнечный свет, его лучи, проникая сквозь цветные оконные стекла, окрашивают в теплые желто-оранжевые, красные, а также синие и фиолетовые цвета пол, стены, створки дверей, мебель и легкие занавески. Как будто вспыхивают, загораются ярким цветом полированный бок рояля и начищенные металлические дверные ручки. И переливы зелени за окнами передают ощущение радости жизни, вызванную солнечным летним днем. В картинах Виноградова всегда чувствуется присутствие человека, кажется люди вышли ненадолго из комнат, а вещи только ждут когда, наконец, они вернутся и дом заживет своей привычной жизнью.

Картина написана в свободной (этюдной) манере. В своих работах Виноградов, как и другие мастера "Союза русских художников", пытался выразить целостное ощущение отрадного в жизни - ее поэзии, гармонии человека и окружающего мира, единство световоздушной среды интерьера и неразрывно связанного с ней пейзажного пространства за окном.

Стремление к передаче непосредственного впечатления вызвало особый интерес к этюду, который становится не подготовительным материалом для будущей картины, а выступает как самостоятельный жанр живописи. И появление картины-этюда, практически с начала и до конца написанной на пленэре. Художники, работая над картиной, стремились завершить ее сразу, пока не высохла красочная масса на холсте, методом a la prima. И Виноградов пишет широкими сочными мазками, используя яркий колорит, построенный на контрастах теплых и холодных цветов, наполняя пространство картины воздухом. Композиция картины построена не по классическим канонам, она фрагментарна, словно подсмотрена художником в жизни. Уютный дом, где проходит размеренная жизнь интеллигентной семьи в понимание Виноградова становится символом покоя и отрады.

Виноградов Сергей Арсеньевич был одним из членов-учредителей "Союза русских художников, творческого объединения, созданного в 1903 году. Основное ядро "Союза" составляли московские пейзажисты. Виноградов блестяще сочетал в своем творчестве традиции русского пейзажа, заложенные передвижниками, и метод импрессионистов.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева