О.А. КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ А.А. ЧЕЛИЩЕВА. 1808 – начало 1809

О.А. Кипренский – первый романтик в русской живописи. Славу Кипренскому принесли портреты, где впервые в отечественном искусстве человек был показан как независимая личность, внутренне свободная, способная к глубоким и сильным чувствам.

В искусстве XVIII столетия, предшествующего романтической эпохе, почти не было детских портретов, а, если художник и обращался изредка к образу ребенка, то изображал его, как правило, в виде маленького взрослого. Детство еще не было осознано как особая пора в жизни человека со своими особенностями и ценностями. Мир детства открывает для живописи эпоха романтизма, для которой вообще был характерен интерес к возрасту человека. Поэт К.Н. Батюшков писал: «Молодость – утро жизни, лучший период нашего странствия на земле. Зрелые лета – великие движения души, глубокие чувствования, деятельность. Старость – одни воспоминания и любовь к жизни». Кипренский впервые в отечественном искусстве увидел в ребенке неповторимый внутренний мир, глубокий и чистый.

Воспитанник пажеского корпуса, Александр Александрович Челищев (1797–1881) в четырнадцатилетнем возрасте сражался на полях отечественной войны 1812 года. Он был членом Союза благоденствия, входил в тайное Северное общество, но вскоре оставил его и в восстании декабристов 1825 года участия не принимал.

Кипренский угадывает в своем герое пробуждающуюся личность. Лицо мальчика как будто бы светится изнутри. Взгляд огромных черных глаз направлен сквозь зрителя и одновременно в себя. Этот эффект “двойного взгляда” характерен для романтического портрета.

Особую роль в романтической живописи играет цвет. “Колорит – это музыка живописи”, – писала одна из московских газет того времени. Резкий цветовой аккорд белого, синего и красного контрастирует с нейтральным темным фоном, что еще более подчеркивает напряжение образа.