Уроки 37–38. Проект «Знакомство с русским текстом»

Практическая цель проекта – подсчет букв и знаков в русском тексте.
Методическая цель проекта – выделение в тексте строчных и заглавных букв, исследование символов русского текста, усвоение алгоритма подсчета символов в русском тексте.

План проекта

Урок 1

  1. Общее обсуждение.
  2. Решение задачи 7 из тетради проектов.
  3. Решение задач 8 и 9 из тетради проектов.

    Урок 2

  4. Общее обсуждение.
  5. Решение задачи 10 из тетради проектов.
  6. Решение задач 11 и 12 из тетради проектов.

О проекте

Проект «Знакомство с русским текстом» представляет собой интегрированную исследовательскую деятельность, в которой учащиеся рассматривают отрывок текста на естественном (русском) языке с разных точек зрения: так геолог может рассматривать минерал, ботаник – растение, физик – результаты эксперимента, терапевт – состояние пациента. Учащийся-исследователь изучает предъявленный ему феномен, выделяет в нем элементы, в данном случае все встречающиеся символы, затем осуществляет количественный анализ объекта – подсчитывает, сколько каких символов встретилось.

Основная деятельность, происходящая в рамках проекта, совершенно формальная и не требует почти никаких предварительных знаний: это просто поиски одинаковых фигурок, пометка найденной фигурки и пометка очередной клетки в таблице. Главное при этом – внимательность. По ходу дела имеют место и другие виды деятельности – обозревается все семейство знаков препинания, закрепляются навыки пользования числовой линейкой.

Мы настоятельно рекомендуем вам самим сосчитать буквы (и знаки) хотя бы в одном тексте – это позволит вам почувствовать специфику такой деятельности и поможет при планировании урока. В конце описания настоящего проекта мы приводим ключи к таблицам по всем текстам, предлагаемым в рамках проекта.

Урок 1. Общее обсуждение

Как всегда, в начале проекта надо объяснить ребятам его практическую цель. Цель первого этапа проекта (первого урока) – подсчет строчных и заглавных букв в русском тексте. В нашем курсе дети уже привыкли к тому, что все буквы у нас используются в одинаковом начертании – только заглавные. Поэтому надо обратить внимание ребят, что в русском тексте каждая буква может быть заглавной или строчной. При этом некоторые буквы в заглавном и строчном виде отличаются только размером, например, П, Р, О и т.д. Другие буквы в заглавном и строчном виде отличаются не только размером, но и начертанием, например, А, Б, Е и т.д. Подробно о различии в написании строчных и заглавных букв в начале урока можно не говорить – дети столкнутся с этим в ходе работы с текстами.

Решение задачи 7 из тетради проектов

Задача 7 – стихотворение «Диета термита»

В задаче 7 ребенку дается текст – стихотворение «Диета термита» Бориса Заходера и две таблицы – таблица прописных букв (в ней все буквы раскрашены серым) и таблица строчных букв (в ней буквы не раскрашены). Кроме того, к этой задаче относится Рабочая таблица 1 (со вкладыша тетради проектов) для подсчета букв.

Перед ребенком ставятся две задачи: во-первых, разбить все буквы текста на прописные и строчные, раскрасив клетки с прописными буквами желтым и, во-вторых, с помощью Рабочей таблицы 1 сосчитать, сколько каких букв встретилось в тексте, и заполнить таблицы в тетради.

Раскрашивание клеток в тексте, вероятно, не займет много времени. Прежде чем ребенок приступит к подсчету, желательно проверить правильность раскраски (это сделать очень легко: прописные буквы – все буквы заголовка, первая буква каждой строки, одна буква в середине третьей с конца строки и инициалы автора). У кого-то, возможно, возникнет проблема с заголовком. В тексте прописная буква всегда «вылезает» из строки и поэтому хорошо выделяется, а в заголовке все буквы одинаковой высоты. Как тут быть? Обратите внимание детей, которые не нашли прописных букв в заголовке, на буквы Е и А. Какие это буквы – строчные или прописные, в какой таблице (строчных или прописных букв) стоят эти буквы?

Для подсчета букв ребенку предлагается работать с Рабочей таблицей 1. В этой таблице на каждую букву отводится столбец пустых клеточек. Каждое вхождение буквы в текст отмечается галочкой (крестиком, точкой или другой меткой) в отдельной клеточке в соответствующем столбце. Метки нужно проставлять сверху вниз без пропусков. Подобные таблицы уже встречались детям в теме «Таблица для мешка», поэтому работа с ними не должна вызвать особых затруднений.

Подсчет букв в данном проекте естественно производить с помощью тех же процедур, которыми мы уже пользовались раньше. Учащийся ставит галочку около буквы, ищет букву в таблице и ставит крестик в очередной клетке под этой буквой, затем помечает другую букву и т. д. Эта работа требует определенной сосредоточенности и аккуратности. Как и в других подобных случаях, посоветуйте детям работать простым карандашом – метки, сделанные простым карандашом, можно стереть, если допущена ошибка.

Не торопите детей. Одно из достоинств такого рода деятельности – ее можно прервать в любой момент (пометив в таблице очередную отмеченную букву) и легко к ней вернуться снова.

Обратите внимание детей на то, что в Рабочей таблице 1 все клетки с прописными буквами раскрашены серым, как и в основных таблицах.

После того как Рабочая таблица 1 будет заполнена, нужно сосчитать количество меток в каждом столбце таблицы. Для этого ребенок может использовать числовую линейку, которая помещена справа от таблицы. Числа числовой линейки «нумеруют» строки рабочей таблицы. Поэтому, чтобы узнать, сколько меток находится в данном столбце, нужно просто посмотреть, какое число оказалось в той строке, где стоит последняя метка. (Очень желательно, чтобы дети сами до этого додумались; еще лучше, если кто-то из детей сможет это понятно сформулировать.) Излишне говорить, что использование линейки, полоски картона или бумаги существенно облегчит задачу поиска ответа: нужно положить ее горизонтально на уровне последней отмеченной клетки и посмотреть, какое число в числовой линейке оказалось на этом уровне.

Результаты подсчета должны быть занесены в таблицы прописных и строчных букв, прилагаемые к тексту в тетради.

Одна из целей, которых мы пытаемся достичь в данном проекте, – формирование у учащегося представления об «объективно существующем» и постоянном количестве объектов в куче. (Один из вариантов «сохранения» Пиаже.) Допустим, у двух детей получились ответы, отличающиеся в отдельных столбцах. Что делать? Скорее всего, каждый из них уверен, что его ответ правильный. Более того, для детей может не быть ничего абсурдного в том, что они «оба правы». Причин для этого много. Среди наиболее очевидных дети считали буквы в разных тетрадях.

Лучшим способом формирования у ребенка уверенности, что есть только один «правильный» ответ, является организация практической деятельности, в ходе которой всегда получается один и тот же результат. Итак, если у двух детей возникло расхождение, то надо и тому, и другому дать возможность произвести подсчет заново. Для этого нужно обеспечить их копиями текстов и чистыми рабочими таблицами для подсчета. Наиболее разумная стратегия состоит в подсчете числа вхождений только тех букв, для которых возникло расхождение. Этот способ быстрее, чем подсчет всех букв заново, но требует большей аккуратности.

Вот еще две стратегии деятельности, которые вы можете использовать в проекте.

Первая стратегия. В тех или иных ситуациях, например, если при повторном подсчете у детей снова возникли те же самые расхождения в подсчетах, возможны следующие действия. Проверку правильности решения задачи можно разбить на проверку правильности решения ее частей. (Это вариант общей стратегии разбиения задачи на подзадачи, о которой мы уже говорили.) Таким образом, можно считать число букв е на каждой странице (или даже на каждой строчке) и сравнивать получившиеся результаты. Промежуточные результаты могут быть выражены числом или отчеркнуты жирным зигзагом между двумя клетками рабочей таблицы.

Тогда для сравнения результатов и выявления места расхождения удобно перегнуть обе рабочие таблицы по вертикали – одну по левой границе сомнительного столбца, другую – по правой, положить их рядом, сравнить и найти страницу (строку), где возникло расхождение. Этот метод поиска ошибки будет полезен и в дальнейшем.

Вторая стратегия. Когда у двух детей результаты подсчета расходятся, надо спросить, что получилось у третьего ребенка (лучше «более слабого»). Самое интересное, если его результат отличается от первых двух. Если же его результат совпадет с одним из уже полученных, то, как мы с вами можем предположить, исходя из специфики задачи, скорее всего, именно он правильный. (Хотя может оказаться и так, что, например, большинство детей посчитали все буквы заголовка за строчные.) В любом случае наличие большинства, получившего один и тот же результат, вовсе не основание считать другой результат ошибочным, а повод еще раз проверить подсчет и самостоятельно выявить причину расхождений.

Описанные выше стратегии, как и весь проект, можно отнести к технологиям мышления и коммуникации. Было бы очень хорошо, если бы вы старались в ходе самых разных занятий с детьми, начиная от решения арифметических задач и кончая театральной постановкой и уборкой класса, обращать их внимание на общие стратегии деятельности. Делать это лучше не в форме лекций, а вспоминая конкретные ситуации и проводя аналогии.

Обязательно прочитайте в классе стихотворение «Диета термита» вслух и обсудите, что значит слово «диета». Подумайте заранее, как его объяснить детям: это не так просто.
Задача 7 является на этом уроке наиболее важной, как первая задача, в ходе которой должен быть усвоен алгоритм подсчета букв. Поэтому не жалейте на нее времени. Обязательно проведите в конце фронтальную или парную проверку таблиц с обязательным нахождением всех ошибок и выяснением причин их появления.

Решение задач 8 и 9 из тетради проектов

Задача 8 – стихотворение «Уики-Вэки-Воки» но без задания подсчета знаков и соответствующей таблицы.
Если вы уже успели посчитать буквы хотя бы в одном тексте, то понимаете, что у детей на задачу 7 уйдет не меньше 20 минут, а у некоторых – гораздо больше. Поэтому только быстрые и техничные дети успеют выполнить на уроке еще и задачу 8. Здесь от детей потребуется то же, что и в задаче 7, только в этой задаче текст выглядит совершенно обычно (в задаче 7 каждая буква была написана в отдельной клетке, чтобы детям было легче выделять буквы) и заглавные буквы раскрашивать не обязательно. Если кому-то из детей удобней раскрасить заглавные буквы, это вполне допустимо.

«Уики-Вэки-Воки» – стихотворный текст, в котором есть слова с несколькими дефисами. Несмотря на то, что знакомство со знаками препинания у нас запланировано на следующем уроке проекта, если большинство ребят приступят к задаче 8, стоит познакомить класс с дефисом.

Задача 9 – стихотворение «Случайное стихотворение» но без задания на подсчет знаков и соответствующей таблицы.

Конечно, немногие дети успеют выполнить на первом уроке еще и эту задачу. Мы предлагаем ее на всякий случай – вдруг в вашем классе окажутся настолько быстрые и техничные дети. Можно использовать эту задачу в качестве домашней работы.

Урок 2

Методическая цель второго урока проекта – знакомство со знаками (знаками препинания и дефисом) как элементами естественных русских текстов и, конечно же, закрепление знаний и навыков, полученных в результате прохождения первого этапа.

Общее обсуждение

Вы, конечно, заметили, что в планировании данный проект стоит перед темой «Знаки препинания». Скорее всего, и на уроках русского языка дети знаками в тексте еще не занимались. У вас может возникнуть в связи с этим вопрос, как дети будут выполнять этот проект, если они ничего о знаках в тексте еще не знают. Дело в том, что данный проект преследует как раз пропедевтическую цель, как по отношению к нашему курсу, так и по отношению к курсу русского языка. По отношению к нашему курсу пропедевтика состоит в том, чтобы дети сначала увидели знаки в реальных текстах, а уже потом обобщили этот материал на листе определения и в ходе решения задач. Мы начинаем работать со знаками раньше, чем в курсе русского языка по довольно простой причине – как и к буквам, мы подходим к знакам довольно формально и оставляем за рамками нашего обсуждения почти весь языковой пласт соответствующего материала. Действительно, в нашем курсе мы лишь знакомим ребят со знаками препинания и учим детей выделять знаки в тексте. В ходе работы с алгоритмом подсчета знаков в тексте это оказывается необходимо. Таким образом, работа у нас протекает достаточно формально – сравнить знак с образцом, указанным в таблице, поставить галочку, поставить крестик в таблице и т.д. Весь смысловой материал, касающийся знаков препинания, а также умения ставить и интерпретировать их в тексте, мы оставляем на откуп курсу русского языка.

Поэтому в общем обсуждении должны прозвучать только те моменты, которые касаются визуального выделения знаков в тексте. Чтобы не объяснять «на пальцах», можно сразу обратиться к задаче 10. Найдите задачу 10 – внимательно прочитайте ее условие и рассмотрите таблицу. Произнесите вслух названия всех знаков. Названия многих знаков ребята скажут сами, остальные придется им подсказать.

Обсудите с детьми сходства и различия между начертанием знаков препинания. Обратите их внимание на то, что знак многоточия – это один единый знак, очень похожий на три точки. То же относится и к точкам, которые являются составными частями вопросительного и восклицательного знаков, двоеточия и точки с запятой. Каждый знак нужно рассматривать как единое целое, не разделяя его на составные части. Также обратите внимание детей на то, что дефис и тире совершенно разные знаки. Дефис всегда изображается короткой черточкой, а тире – всегда длинной. Кроме того, дефис, в отличие от тире не знак препинания, а внутрисловный знак (этот термин детям, конечно, необязательно выучивать), нечто вроде дополнительной буквы.

Решение задачи 10 из тетради проектов

Задача 10 – стихотворение «Знаки препинания». В этой задаче ребятам необходимо посчитать только число знаков препинания и дефисов. Для этой задачи дети могут использовать часть Рабочей таблицы 2 (со вкладыша к тетради проектов), относящейся к знакам. Алгоритм подсчета почти такой же, что и на предыдущем уроке. Просматриваем текст с начала и находим первый по счету знак, ставим около него галочку. Теперь находим этот знак в рабочей таблице и ставим в соответствующей клетке крестик. Дальше ищем в тексте следующий знак препинания, двигаясь от места последней галочки и т.д., пока не доходим до конца текста. Данное стихотворение хорошо тем, что в нем ребенок найдет почти все знаки (кроме кавычек) и это позволит им быстро войти в суть дела. Конечно же решение задачи должно заканчиваться подробной проверкой решения, включающей поиск и устранение всех ошибок.

Решение задач 11 и 12 из тетради проектов

Задача 11 – стихотворение «Так». Поскольку задача 10 была не слишком большого объема (ведь буквы в ней дети не считали), то почти все дети в классе должны на уроке успеть решить еще и задачу 11. Алгоритм подсчета тот же, что на предыдущем уроке лишь с той поправкой, что сейчас дети обязательно должны считать еще и знаки. Для решения нужно использовать Рабочую таблицу 2. Рабочая таблица 2 отличается от Рабочей таблицы 1 тем, что, помимо букв, в ней содержатся знаки препинания и дефис.

Если в задаче 7 противопоставление прописных и строчных букв поддерживалось искусственно (различием в цвете клеточки), то теперь буквы в текстах не раскрашены, и мы не просим ребенка раскрасить прописные буквы в тексте. Заметим, однако, что в Рабочей таблице 2 прописные буквы, как и прежде, раскрашены. Это ни в коей мере не упрощает задачу, но помогает существенно снизить количество ошибок при заполнении рабочей таблицы.

Стихотворение «Так» – текст, удобный для изучения феномена кавычек; в частности, в нем есть кавычки внутри кавычек. Вообще говоря, «внутренние» и «наружные» кавычки в таких случаях обычно различаются по начертанию. Например, если внешние «елочки» («»), то внутренние – «лапки» (“ ”). Но мы решили не запутывать детей и оставить все кавычки одинаковыми.

После того как подсчет будет завершен, обсудите с детьми, сколько в текстах бывает открывающих кавычек и сколько закрывающих и почему их должно быть поровну. То же касается и скобок.

Задача 12 – стихотворение «Жизнь жука». Кто-то из сильных и быстрых учеников успеет кроме задачи 11 решить еще и эту задачу. При желании можно предложить ее детям на дом.

Ключи к таблицам для всех текстов помещены в конце настоящего комментария. Еще раз повторим, что мы просим вас самих выполнить задание для нескольких текстов (например, для одного короткого и одного среднего или длинного), – это позволит вам принимать правильные решения при планировании урока и домашних заданий.

В заключение мы бы хотели еще раз подчеркнуть, что проект предлагает учащимся интегрированную исследовательскую работу с русским текстом. Ценность этого проекта заключается также в том, что дети знакомятся с прописными и строчными буквами и знаками (знаками препинания и дефисом) как с элементами естественных русских текстов, а не как с абстрактными объектами, вырванными из контекста.

Мы постарались включить в проект законченные классические и современные произведения русской литературы.

Возможно, в конце урока кто-то из детей, глядя на рабочие таблицы, скажет: «А такой-то буквы больше всех, а такой-то вообще нет!» Скорее всего, вы могли бы придумать, как стимулировать ваших детей к анализу (хотя бы поверхностному) результатов их деятельности и формулированию выводов проведенного эксперимента.

Ключи к таблицам: