Норт Питер ван. За шитьём. Вторая четверть XVII века

Биографические сведения о Питере ван Норте довольно скудны. Родился в Лейдене, где с 1626 по 1648 был членом гильдии живописцев. Затем переехал в Цволле, работал там до своей смерти. Писал натюрморты с изображением рыб и охотничьих сцен, интерьеры и бытовые сцены. Его картины находятся во многих музеях мира.

Достоинство картины "За шитьем", не в занимательности сюжета, а в правдивом изображении повседневной мирной жизни. Простая по видимости композиция отличается гармонией и мастерством живописного исполнения. Каждая деталь скромной обстановки рассказывает о быте и жизненном укладе голландского бюргера XVII века. У раскрытого окна сидит женщина, занимающаяся шитьем. Это занятие считалось традиционно женским, являлось показателем хозяйственности и благочестия.

Непременным атрибутом "комнатой живописи" была Библия, также свидетельствующая о набожности и благочестии хозяев дома. С большим вниманием изображены предметы для рукоделия - корзина с бельем, катушка с нитками, ножницы. Оловянная посуда - кувшин на столе и декоративные тарелки на стенах - напоминают о том, что изготовление предметов из олова было традиционно голландским ремеслом. Комнату от кухни отделяет узкий выступ стены, на котором висит медная грелка для постели. Голландия - северная страна, зимы холодные и длинные, дрова стоят дорого, и перед сном в постель клали медную грелку с горячими углями. В кухне, на полу около печки, разложены железные крюки для вяления мяса.

Из открытого окна льется мягкий рассеянный свет пасмурного неба. Выделяя основное, он объединяет все цвета картины в единую красочную гамму. Наиболее насыщен светом центр картины, где красные, белые, голубые красочные пятна одежды и отрезы тканей сочно рисуются на фоне пола, стены, остальных предметов, выдержанных в скуповатой коричневато-зеленоватой гамме, но отмеченных необычным богатством светотеневых переходов.

Прежде всего Питер Ван Норт известен как мастер натюрмортов с изображением рыб. На первый взгляд, между интерьерной живописью и "рыбными натюрмортами" не может быть ничего общего. Однако, изображая и серебристо-серую рыбную чешую, и интерьер комнаты, наполненный мягким рассеянным светом, мастер решает одну и ту же живописную задачу - создание сложной, построенной на множестве оттенков одного и того же цвета, единой тональной гаммы.

В российских музеях картины Питера Ван Норта являются большой редкостью. Прекрасный "рыбный натюрморт" этого мастера находится в художественном музее г. Донецка. В Радищевский музей картина П. Норта поступила в 1920 из Саратовского историко-археологического общества. Ранее, как свидетельствует гербовая печать на обороте холста, она находилась в коллекции Министра финансов графа Федора Павловича Вронченко. Однако в 1852 г., со смертью Ф. П. Вронченко, его род пресекся, и на распродаже коллекции картина была куплена кем-то из саратовских любителей искусства.

Справочная информация

Голландская школа - после освобождения семи северных провинций Нидерландов, в результате буржуазной революции 1566-1609, от испанского владычества, их искусство выделилось в самостоятельную художественную школу. Она оказала огромное влияние на последующее европейское искусство. Творчество голландских реалистов выделялось непритязательным любовным изображением своей страны, жизненностью, естественностью образов, умением показать красоту и внутреннюю значительность скромных обыденных явлений, глубоким интересом к рядовым людям, повседневному быту, к окружающей среде, родной природе, миру вещей. Для голландской живописи характерны тонко нюансированная тональная гамма, мастерская передача материальности предметов, глубины пространства, прозрачности и влажности воздушной среды, многообразных оттенков освещения.

Композиция (лат.сompositio - составление)- построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность. Композиционное построение включает: выяснение центра композиции и подчинение ему других частей произведения; объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве; соподчинение и группировку с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

Монохромия (от греч. monos - один, chroma- цвет) - вид колористического решения произведения искусства, основанный на употреблении одного тона некоторого цвета или его тональных градаций.

Тон (цветовой) - одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами "красный, синий, сиреневый" и т.д. В живописи тоном называют основной оттенок, обобщающий и объединяющий все тона произведения и сообщающий колориту цельность, т.е. создающий тональный колорит.

Цветовая гамма - ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. Единая тональная гамма - гамма с преобладанием какого-то одного тона (основного оттенка цвета), объединяющего все тона произведения.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева