Рабочие материалы ученика

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Молодые годы Андрея Рублева (1370(?)-1430) прошли в Троицком монастыре, а иконописцем он стал в Андрониковом монастыре. Впервые имя Рублева упоминается под 1405 г., когда вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца он расписывал Благовещенский собор в Москве. Однако Рублев не стал подражать авторитетному ви­зантийскому художнику. Живопись Рублева скорее противоположна по духовному со­держанию и цветовой гамме: он окончательно отказывается от византийской суровости и аскетизма.

Наиболее ярким свидетельством духовного взлета периода ига является самое за­мечательное произведение Андрея Рублева икона «Троица». Она была написана для нового каменного собора Св. Троицы, возведенного над гробом Сергия Радонежского. На картине библейский рассказ о том, как к праведнику Аврааму пришел сам Бог в об­разе трех путников. Жители города, где жил Авраам, непочтительно отнеслись к юно­шам. Авраам же усадил их под дубом во дворе своего дома, заколол для них тельца и проявил всевозможное гостеприимство. В картине Рублева видны миротворение, любовь, милосердие, просветление, которые были характерны для русского национально­го самопознания.

В творчестве Андрея Рублева завершается наметившийся уже в XII в. процесс обо­собления русской живописи от византийской. Так было положено начало укреплению общерусского стиля живописи, получившего наибольшее распространение в XVI и XVII вв. В живописных произведениях Андрея Рублева и художников его круга возник идеал человека Древней Руси. Искусствоведы находят в произведениях Рублева тему спокойного, уверенного героизма во имя единения в любви и согласии. Андрей Рублев скончался и похоронен в Андрониковом монастыре.

Д. С. Лихачев. «Культура Руси времени Андрея Рублева  и Епифания Премудрого»