Аверченко Аркадий Тимофеевич – писатель.

 

 

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925)Аверченко Аркадий Тимофеевич [1881-1925] – писатель-юморист. Рассказы свои печатал в журнале "Сатирикон" (который и редактировал), в дешевой библиотеке "Нового Сатирикона" и отдельными изданиями (около 20 книг). Сатира Аверченко может быть охарактеризована как буржуазно-либеральная. После окончания гражданской войны Аверченко – белоэмигрант; изобразил эмигрантский быт в чрезвычайно мрачных красках (особенно "Осколки разбитого вдребезги"). Рассказы Аверченко переиздаются в настоящее время различными издательствами (ЗИФ, "Современные проблемы" и др.).

 

Библиография: Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924; его же, Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.

 

Литературная энциклопедия

 

***

 

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881, Севастополь, – 12.3.1925, Прага), русский писатель. Родился в купеческой семье. С 1908 г. сотрудник, позже редактор либерального юмористического журнала "Сатирикон", с 1913 г. редактор "Нового Сатирикона". В юмористических рассказах и фельетонах высмеивал пошлость буржуазного быта (сборник "Весёлые устрицы", 1910 г., и др.). После 1917 г. эмигрировал. Книгу рассказов "Дюжина ножей в спину революции" (Париж, 1921) В. И. Ленин охарактеризовал как талантливую книжку, написанную с позиций "...озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца... " (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 249).

 

Сочинения: Рассказы, т. 1-3, П., 1916; Осколки разбитого вдребезги, Л., 1926; Юмористические рассказы. [Вступ. ст., сост. и примеч. О. Михайлова], М., 1964; Оккультные науки. [Рассказы], М., 1964.

 

Большая советская энциклопедия

 

***

 

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881-1925), русский писатель, журналист, издатель. Родился 15 (27) марта 1881 г. в Севастополе. Отец – неудачливый мелкий торговец; ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться «дома, с помощью старших сестер» (из автобиографии). В 1896 г., пятнадцати лет от роду, поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.

Первый рассказ, «Уменье жить», был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 г. Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г.. В период революционных событий 1905-1907 гг. Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

Издательский опыт пригодился ему в 1908 г. в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала «Стрекоза» (где еще в 1880 г. был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Как отмечал в статье «Аверченко и «Сатирикон»» (1925 г.) А. И. Куприн, журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же –  чуткая середина – необыкновенно быстро открыли его». Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила «Сатирикону» его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С. Маршака, А. Куприна, А. Н. Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н. А. Лохвицкой (Тэффи). Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908-1913 гг. было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов Аверченко Веселые устрицы (1910 г.), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания.

В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон» (1913-1918 гг.). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других «тонких» журналах массовой циркуляции, таких, как «Журнал для всех» и «Синий журнал». Рассказы отбирались, дополнительно редактировались и издавались сборниками: «Рассказы (юмористические). Кн. 1» (1910 г.) – сюда были заодно «сброшены» ранее, еще до «Сатирикона» опубликованные вещи; «Рассказы (юмористические). Кн. 2», «Зайчики на стене» (1911 г.), «Круги по воде» (1912 г.), «Рассказы для выздоравливающих» (1913 г.), «О хороших в сущности людях» (1914 г.), «Сорные травы» (1914 г. – под псевдонимом Фома Опискин), «Чудеса в решете» (1915 г.), «Позолоченные пилюли» (1916 г.), «Синее с золотом» (1917 г.). Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее используются они для мистификации и отстранения действительности, нужного «интеллигентной» публике (словцо «интеллигентный» было введено в широкий обиход при немалом содействии «Сатирикона»), которая во время «Серебряного века» старалась хоть немного ослабить мертвую хватку народнической идеологии: иногда для противодействия ей использовался даже доморощенный социал-демократизм, и следы его явственны в «Сатириконах».

«Сатириконовцы» во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацией «независимого журнала, промышляющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру.

Февральскую революцию 1917 г. Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как «черный юмор». Впоследствии подобная «гротесковость» обнаруживается у М. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах «Приазовский край», «Юг России» и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 г. отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги «Дюжина ножей в спину революции» (1921 г.) и «Смешное в страшном» (1923 г.): антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге «Записки Простодушного. Я в Европе» (1923 г.), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни Аверченко с новой силой проявляется детская тема – от сборника «О маленьких – для больших» (1916 г.) до книг рассказов «Дети» (1922 г.) и «Отдых на крапиве» (1924 г.). Попытавшись написать повесть («Подходцев и двое других», 1917 г.) и «юмористический роман» («Шутка Мецената», 1925 г.), Аверченко создает квазимемуарные циклы полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными фигурами основных персонажей, т. е. опять-таки сборники рассказов и юморесок с оттенком личных воспоминаний.

В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 г. поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу «Игра со смертью», имеющую характер комедийного шоу.

Умер Аверченко в Праге 12 марта 1925 г.

 

Литература: Аверченко А. Бритва в киселе. М., 1990; Аверченко А. Записки простодушного. М., 1992; Аверченко А. Осколки разбитого вдребезги. М., 1989; Аверченко А. Трава, примятая сапогом. М., 1991; Аверченко А. Шутка Мецената. М., 1990; Никоненко Ст. Время и личность Аркадия Аверченко. – В кн.: Аверченко А. Т. Собрание сочинений, т. 1. М., 1999.

 

Энциклопедия «Кругосвет»