Серов В.А. Портрет Г.Л. Гиршман

На протяжении всей своей творческой жизни В.А. Серов писал портреты на заказ. Обычно в таком случае у художников вырабатывается определенный набор приемов, которые они используют вне зависимости от характера модели. Серов всякий раз искал новое решение – то единственное, которое поможет раскрыть характер модели. «Каждый портрет для меня целая болезнь», – восклицал художник. Дочь Серова вспоминала, что многие добивались чести иметь свой портрет кисти ее отца, но многие и «…боялись его всевидящего глаза».

Действительно, Серов умел представить модель такой, какой она хочет видеть себя, и в тоже время он делал это не в комплиментарном духе, а с беспощадной обнаженностью сущности портретируемого. Мастер добивался столь сложного сочетания при помощи мастерства в выборе позы, антуража, костюма, общего композиционного решения.

Портрет Генриэтты Леопольдовны Гиршман (1885–1970), жены известного московского коллекционера В.О. Гиршмана, Серов писал на протяжении года. Он изобразил светскую красавицу в элегантно-строгом костюме, а не в бальном платье. Дама перед зеркалом туалетного столика в своем будуаре – мотив, предполагающий нечто интимно домашнее, теплое по настроению. Однако от этого портрета веет холодом. Гиршман явно не настроена на откровение со зрителем. Несмотря на то, что она стоит вполоборота к зрителю, она вас не видит, а себя явно демонстрирует, но, судя по выражению лица, предлагает вам держаться на расстоянии.

Многозначно движение руки Гиршман. Неясно, что она делает – придерживает свое меховое боа или хочет его снять. Мотивация этого движения в данном случае не имеет значения. Важно другое – этим жестом дама демонстрирует свою изящную руку в перстнях и возводит незримую границу между собой и зрителем, словно оберегая себя в своем художественном пространстве. Таким образом, поворот фигуры к зрителю остается незавершенным, начинающееся движение художник останавливает.

Серов выбирает точку зрения снизу, что придает монументальность и значительность образу портретируемой. И в то же время в зеркале отражается сам художник перед холстом и позирующая ему модель. Отражение в сильном масштабном сокращении, с размытыми контурами, точно вторящее позе героини, вдруг снимает демонстративную торжественность образа и привносит ироническую ноту.

Если «Девочка с персиками» излучала свет и обаяние непосредственности, что подчеркивалось импрессионистической техникой письма, то в данном портрете Серов далек от импрессионизма так же, как и модель далека от непосредственности и радости юности. Здесь Серов работает художественными средствами, близкими к стилю модерн, а игра смысла, возникающая в результате эффекта отражения в зеркале, обращает к картине «Менины» любимого Серовым художника Веласкеса, испанского мастера XVII века.