Неизвестный художник ХVII века Испания. Жертвоприношение Авраама. XVII

Изучая коллекцию музея, мы сталкиваемся с удивительными судьбами некоторых произведений. Картина "Жертвоприношение Авраама" была записана в музейный инвентарь, как копия, хотя, в галерее амстердамского банкира Уильяма Кузвельта, откуда картина в 1814 году попала в Эрмитаж, она считалась оригиналом знаменитого испанского художника Хусепе Риберы.

"Жертвоприношение Авраама" - распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков. Это время Контрреформации, когда католическая церковь пыталась восстановить свой пошатнувшийся авторитет в Европе. Неколебимая вера израильского праотца Авраама, готового принести в жертву Богу самое дорогое, -этот образ был очень актуален для укрепления позиции римского католицизма. Драматический сюжет, который мог носить также название: "Связывание Исаака", мы найдём на полотнах Тициана, Веронезе, Рембрандта, Караваджо.

Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном. Для израильтян судьба Авраама имела значение национального символа, потому что с него началась история их народа, и именно ему были даны свыше права на землю израильскую. Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра. По дороге юноша спросил: " Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?" Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. Авраам соорудил жертвенник, положил связанного мальчика на заготовленные дрова и занёс над ним нож. В этот страшный момент раздался голос ангела: "Не поднимай руки своей на отрока .. ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не жалел сына своего" Этот кульминационный момент библейского рассказа обычно изображался художниками. Так поступает и автор нашей картины. Однако, его замысел совершенно оригинален. Художник не взял ни одной из второстепенных деталей библейского рассказа, охотно используемых другими живописцами : жертвенник с дровами, ослик, баран, запутавшийся в кустах и принесённый в жертву вместо Исаака. Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. Выражение лиц так сосредоточенно, что мы понимаем: в этот момент общения с Богом они ничего другого не видят и не слышат.

Исаак послушно сложил руки. Его фигура освещена ровно, мягко. На лице Авраама - глубокие тени и яркие блики, следы великих душевных мук. Рука твёрдо сжала клинок, но глаза увлажнены слезами. Это лицо надолго задерживает внимание. На наших глазах совершается борьба отцовского чувства к сыну и сыновнего долга перед Богом.

Автор картины чужд эффектности, к которой часто стремились художники Барокко, он раскрывает сокровенный смысл библейского сюжета: пророчество добровольной жертвы Иисуса Христа, исполнившего божественную волю ради спасения человечества. Глубина религиозного чувства - черта испанского искусства. Только там христианская церковь была в те времена оплотом национального духа.

В начале ХIХ века Испания переживала бедствия наполеоновского вторжения. Храмы и монастыри подверглись разграблению. Конфискованное имущество королевских дворцов и знати дёшево распродавались. Коллекционеры начали вывозить произведения испанских художников в Европу. Среди вывезенных сокровищ была и наша картина. Приобретённая Александром I, она выставлялась в Эрмитаже. Однако, в середине ХIХ века судьба картины резко изменилась. В 1885 году она передаётся в Саратов, уже как копия. Исследование живописи с помощью микроскопа, рентгена, химического анализа позволило не только вернуть её в число оригиналов ХVII столетия, но засвидетельствовать высокий уровень мастерства художника. Поиски автора среди испанских художников ХVII века привели к имени Франсиско Сурбарана. Героями его картин часто выступали святые мученики за веру. Художник почти безвыездно жил в Севилье, работая для окрестных монастырей и церквей. Сравнение нашей картины с работами Сурбарана привело к выводу о возможности авторства последнего.

По всей видимости, в разряд копий картина попала из-за того, что авторский холст снизу надставили и закрасили в тон старой живописи, подгоняя картину под размер рамы. Уберём мысленно чужую полоску холста в нижней части, до локтя Исаака и увидим, как меняется композиция! Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Даже незначительное изменение композиционной структуры, как мы видим, может исказить художественный замысел и существенно повлиять на судьбу картины.

Справочная информация

Ветхий Завет или Библия - свод древней словесности израильского народа, где излагается история человеческого рода и народа Израиля. Центральная тема - Завет (союз, договор) между еврейским народом и Вселенским Богом. Считается боговдохновенной книгой. Является частью принятого христианством Священного Писания. Композиция - (от лат. compositio - сочинение, составление, расположение) структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева