Неизвестный скульптор конца XIX века. Слон. Конец XIX века

В индийской скульптуре мы находим иное, отличное от европейского, понимание формы, движения. Скульптура отличается удивительной законченностью и замкнутостью формы в сочетании с чрезвычайным богатством и выразительностью пластического языка.

Неизвестный мастер выполнил скульптуру из черного дерева, глаза инкрустировал слоновой костью. Он изобразил животное стоящим, в полный рост. Уши прижаты к голове. Хобот опущен вниз и слегка закручен во внутрь. Глаза инкрустированы слоновой костью. Характер трактовки фигуры таков, что она исключает привычные для европейской скульптурной традиции возможности восприятия анфас или ?, она рассчитана на восприятие только сбоку.

Индийский скульптор сознательно избегает детальной проработки - характерной для европейских скульпторов-анималистов. Он трактует форму тела животного безлично и вместе с тем органически. Индийскому мастеру присуще особое чувство меры - выразительность и одновременно обобщенность скульптурной формы, определенная декоративная стилизация только усиливают впечатление мощи и силы, присущей самому слону. Можно сказать, что индийский мастер изображает не столько конкретное животное, сколько общее представление о нем, выбирая для этого только самые основные, самые существенные черты, избегая детальной проработки и главное - эмоционально-психологической характеристики, характерных для произведений европейских скульпторов-анималистов XIX века.

Индийский слон, считающийся самым сильным и самым умным животным в мире, на Востоке - это атрибут богов и царей. Окруженные почитанием, слоны в Азии никогда не уничтожались так варварски, как в Африке.

В двух главных религиях, распространенных в Индии - индуизме и буддизме, эти животные занимают одно из ведущих мест. Cлон олицетворял силу, проницательность, долголетие, процветание и счастье, был символом царской власти и всех качеств, необходимых для хорошего правителя - достоинства, интеллекта, благоразумия и миролюбия.

Справочные материалы

Слон в индийской мифологии.

Индийский слон, считающийся самым сильным и самым умным животным в мире, на Востоке - это атрибут богов и царей.

В двух главных религиях, распространенных в Индии - индуизме и буддизме, эти животные занимают одно из ведущих мест. Cлон олицетворял силу, проницательность, долголетие, процветание и счастье, был символом царской власти и всех качеств, необходимых для хорошего правителя - достоинства, интеллекта, благоразумия и миролюбия. По индийской мифологии слоны появились из скорлупы яйца солнечной птицы. Из одной половинки скорлупы появились восемь слонов, а из другой - восемь слоних. Эти восемь пар стали предками всех слонов, и именно они держат на своих спинах вселенную.

Слон считается родителем Будды. Однажды царица Майя видела во сне, что ей в бок вошел белый слон. Через положенное время она произвела на свет божественного Будду. Кроме того, в одном из перерождений Будда сам был белым слоном.

Анималистический жанр в европейской скульптуре.

Благодаря таким талантливым мастерам, французским скульпторам, как А.Л. Барии, Э. Фремье, П.Ж. Мен анималистический жанр в скульптуре получил широкую популярность и пережил свой блистательный расцвет. "Изображение животных достигло в XIX веке во Франции высокой степени совершенства, - писал известный художественный критик В.В. Стасов. - Десятки художников проводят годы в прилежном и строгом изучении обитателей зоологических садов - их физиономий, склада жизни и нравов, и воссоздают многочисленные фигуры и группы их с таким совершенством, какого не появлялось давно, уже со времен античного мира. Только жизнь, разнообразные позы и движения, иногда тонкие душевные настроения и чувства - все это новая скульптура научилась передавать еще вернее и поразительнее против прежнего".

Впервые термин "анимализм" (от лат. animal - животное) был употреблен по отношению к скульптуре в 1881 году, после того, как трое в то время еще никому не известных молодых скульпторов, Антуан Луи Барии, Кристоф Фратен и Александр Жуйонне выставили в парижском Художественном Салоне небольшие бронзовые фигурки животных. Один из критиков иронично назвал этих скульпторов "анималистами", не подозревая о том, что дал название целому скульптурному жанру.

Стоит отметить, что вплоть до начала XIX века воспроизведения животных в скульптуре не претендовали на роль самостоятельных художественных образов. Изображения птиц, дельфинов, экзотических животных и особенно лошадей, начиная с эпохи Возрождения, часто использовались в монументально-декоративной пластике (оформлении интерьеров, садово-парковых ансамблей, фонтанов), а также в художественной отделке предметов бытового обихода (чернильниц, подсвечников, часов и т.д.). Однако эти изображения не имели самостоятельного характера и трактовались зачастую условно и обобщенно.

В начале XIX века ситуация коренным образом изменилась. Мощный скачок в развитии естественнонаучных знаний и, как следствие, - рождение эволюционной теории Чарльза Дарвина совершили в сознании людей переворот по отношению к животным. В результате наблюдений за ними в естественной среде обитания, изучения их повадок животный мир предстал перед людьми во всей сложности отношений и многообразии характеров.

Дерево - один из древнейших материалов, долго сохранявших традиции крестьянского ремесла. Деревом как скульптурным материалом умели пользоваться уже в Древнем Египте (вспомним шедевр скульптуры Древнего царства - статую так называемого "Деревенского старосты" в Лувре). В Греции дерево было, по-видимому, древнейшим материалом монументальной скульптуры: так называемые ксоаны - бесформенные идолы в виде столбов или досок с нанесенным на них примитивным рисунком человеческой фигуры - были, согласно источникам, древнейшими памятниками монументальной скульптуры. Даже когда камень постепенно начнет вытеснять дерево, архаические каменные статуи долго сохраняют следы форм, оставленных инструментами резьбы по дереву - ножом и пилой ("Гера" с острова Самос, в Лувре, круглая, как столб, с вертикальными складками одежды, подобными каннелюрам колонны, "Артемида" с острова Делос, в Афинах, плоская, как доска).

Возрождение дерева как скульптурного материала происходит в средние века, начиная уже с древнехристианского периода (деревянные двери церкви Санта-Сабина в Риме, V век). В Северной Европе в средние века, да и в эпоху Возрождения, дерево широко применялось для украшения алтарей, для распятий, для церковной утвари. Обычно дерево грунтовали, иногда покрывали холстом, окрашивали и золотили.

В скульптуре итальянского Возрождения дерево постепенно вытесняется мрамором и бронзой. Но в эпоху барокко, особенно позднего, дерево переживает новое блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства.

В течение всего XIX века дерево крайне непопулярно у скульпторов. Напротив, в XX веке с его демократическими тенденциями и поисками новой эмоциональной выразительности дерево переживает яркое возрождение.

Для монументальной скульптуры употребляются и мягкие (липа, тополь), и твердые породы деревьев (дуб); для мелкой скульптуры - по преимуществу прочный бук. Дерево обрабатывают ножами и резцами (для складок используют вогнутый резец) с помощью молотка. Исходным материалом для скульптора является деревянный чурбан. Иногда ему придают правильную четырехгранную форму, на передней плоскости которой художник рисует контуры изображения. Затем различными ножами и резцами вырубают или вырезают основные плоскости будущей скульптуры. После этого скульптура разнимается на две части и выдалбливается внутри, чтобы дерево высохло и не трескалось. Только после этого заканчивают все детали скульптуры и ее две части вновь скрепляют.

По своим специфическим особенностям дерево - более гибкий материал, чем камень: оно допускает б?льшую свободу в обработке форм, большее богатство деталей, но меньше нюансов и переходов; в дереве возможны более резкие выступы, ответвления формы и более глубокие вырезы, недоступные художнику в камне. В дереве возможны острые, угловатые грани, но и закругленные выемки, длинные и короткие линии, резкие контрасты и мягкое волнение поверхности (взрыхленную рашпилем, морщинистую поверхность можно комбинировать с гладко отшлифованной). Недостатки дерева, как скульптурного материала заключаются в том, что его нельзя обрабатывать во всех направлениях - нож должен идти или по волокнам, или в поперечном направлении, но нельзя рубить или резать против дерева. Дереву свойственна исключительно богатая, динамическая, выразительная текстура и поверхность, контраст между сырой, косной материей и органической силой. Наконец, необходимо отметить чрезвычайное разнообразие масштабов, доступных деревянной скульптуре, - от монументальных, многофигурных ансамблей (готические или барочные алтари, кафедры и т.п.) вплоть до миниатюрных произведений.

Инкрустация (лат. incrustatio, от incrusto - покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором), вид декорировки изделий и зданий (их фасада, интерьера) узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, кости и т. п., которые врезаны в поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева