Комментарий методиста

                               В.И. Головановой

к уроку учителя истории

и обществознания Т.А. Труновой

 

Класс – 10

Тема урока: «Научное познание»

Тип урока – урок изучения новых знаний

Вид урока – урок-лекция с элементами эвристической беседы

         Урок первый         

     

Урок обществознания по  теме «Научное познание»  в 10 классе рассчитан на два урока. Он является составной частью темы курса  по философии «Познание».  Данная тема имеет важное значение для формирования мировоззрения учащихся, понимания процессов получения и использования знаний об окружающем мире. Кроме того, тема имеет важный воспитательный и развивающий аспект, что способствует развитию личности. Она логически связана с  предыдущими уроками, на которых учащиеся усвоили  понятие, основные уровни познания, а на следующих уроках  ученики продолжат знакомиться с видами познания: обыденным, религиозным, мифологическим.  

Учитель выбрала лекцию с элементами эвристической беседы как метод преподавания. Данный метод является оправданным, так как объём изучаемого материала довольно значительный, а содержание связанно с фактами, которые ученики знают из курсов изучаемых ими предметов. Поэтому при объяснении нового материала учитель постоянно обращается за помощью к учащимся, ведя общую беседу. На уроке учитель широко использует как предметную, так и изобразительную наглядность, которая конкретизирует изучаемый  материал.

На данном уроке очень продуманно использованы межпредметные связи, причем с почти всеми предметами, входящими в программу средней школы. Учитель подобрала факты, рисунки, модели, предметы, которые заинтересовали учащихся и даже удивили их. На уроке постоянно идёт поиск ответов на вопросы, учащиеся пытаются найти их, используя различные источники знаний и помощь самого учителя.

Урок очень сложен по содержанию. От учеников требуется быть в постоянном внимании, следить за логикой учителя, делать обобщения. Но интересный дополнительный материал  нес на себе не только содержательную, но и эмоциональную нагрузку. Поэтому урок не затянут, не чувствуется усталость учеников.

Учитель поставил образовательные, развивающие и воспитательные цели урока. Это:

·              Знакомство учащихся с понятием «наука», раскрытие социальных функций науки; характеристика структуры научного познания, его методов, особенностей и прикладного характера; различие классической научной картины мира от постнеклассической; понимание взаимозависимости различных наук;

·              Формирование логического и развитие творческого мышления учащихся;

·              Воспитание ответственности за совершаемые поступки.

 

Ход урока

 

 

1.    Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию темы

Учитель начал свой урок с сообщения темы и озвучил написанный на доске эпиграф – слова немецкого астронома Иоганна Кеплера. Внимание учащихся был обращено на противоречие: учёный-астроном и вера в Бога, его причастность к рациональному порядку и гармонии. Сложность эпиграфа задала планку урока – сложная тема, полна противоречий и одновременно связана с научными фактами, изучаемыми по программе  средней школы. Это должно помочь учителю сложное сделать простым и доступным. Объяснение смысла эпиграфа, его понимание отодвинуто на конец урока, когда у учеников сложится определённое представление об особенностях научного познания.

Связь с прошлой темой урока была осуществлена при помощи актуализации знаний учащихся. Была повторена тема «Познание», ученики занесли в тетрадь схему «Уровни познания».

Далее учитель сообщила цель урока, был озвучен план урока, ученики нацелены на использование в ходе изучения темы своих знаний по разным предметам школьной программы.

 

2.       Общая беседа с учащимися по вопросу:     

«Наука. Социальные функции науки»

Учитель предлагает ученикам самим сформулировать определение понятию «наука». С помощью наводящих вопросов понятие было определено с точки зрения деятельности. Далее была продолжена работа над данным понятием с  точки зрения системы знаний. Ученики сумели дать основные признаки науки, и определение было записано в тетрадь. В общей беседе  учащиеся выясняют понятия «закон», «теория»: приводят примеры известных им законов, научных теорий, а потом ученики с помощью учителя выводят понятия. Кроме того, учитель сообщает ученикам о науке как социальном институте. Таким образом, учитель формирует умение диалектически подходить к пониманию основных вопросов темы урока.

Вопрос о социальных функциях науки учитель также объясняет, опираясь на знания учеников. Они работают с тетрадью, записывая функции, далее сразу же учитель провел закрепление полученных знаний, попросив учеников озвучить их.

 

3.    Проверка домашнего задания

В  качестве  домашнего задания ученикам было задано подготовить доказательства бурного развития науки в XX в. Ученики приводят примеры великих достижений и открытий, сделанных российскими и зарубежными учёными. Примеров достаточно много. Ученики использовали сведения разных наук, в том числе и те, которые они изучали на уроках в школе. После озвучивания найденных в дополнительной литературе примеров развития научных знаний учитель предлагает сделать вывод.

Данный этап урока подготовил учащихся к пониманию главного вопроса урока.

 

4.      Актуализация знаний учащихся

Сначала учитель выясняет у учеников, что такое научное познание. Ученики формулируют данное понятие исходя из логики суждения.

Для работы над вопросом «Структура научного познания» учащиеся опираются на пройденную тему по курсу обществознания «Структура деятельности» и используют уже известный им алгоритм. Они  определяют субъекты, объекты, средства и цель научного познания. В ходе работы  учитель задаёт вопросы, касающиеся наук, изучающих человека и общество. Он обращает их внимание на то, что разные аспекты человека и общества изучают разные науки. Таким образом, учащиеся приходят к выводу о том, что один и тот же объект может изучаться различными науками, а, следовательно, все науки взаимосвязаны. Данный вывод готовит учащихся к пониманию универсальных законов научного познания, который будет изучаться в данной теме.

 

5.       Лекция с элементами   эвристической  беседы

Учитель ставит задачу: выяснить этапы и методы научного познания. Для выполнения данной задачи использует объяснение, эвристическую беседу, анализ источников  (высказывания учёных).

 Учитель отмечает, что процесс познания носит ступенчатый характер. Он предлагает ученикам познакомиться с основными этапами и отметить их на схеме (на доске и в тетрадях учеников).

Учитель доходчиво объясняет процесс научного познания на первом этапе: постановка проблемы. Поясняя суть познания на втором этапе, учитель приводит многочисленные сведения из истории науки, свидетельствующие о накоплении научных фактов разными учёными: Т.Эдисоном, Леонардо да Винчи, Генри Кавендишем. Интересен для учащихся был и пример кубика Рубика, для собрания которого необходимо  сделать множество комбинаций. Ученикам наглядно продемонстрирована  одна из модификаций кубика Рубика, что усилило эффект примеров данного этапа процесса познания.

Для подтверждения фактических данных, приведенных учителем, было использовано высказывание  римского оратора Марка Тулия Цицерона из раздаточного материала. Учитель просит учеников проанализировать его относительно содержания второго этапа познания.

Далее учитель сообщает ученикам суть третьего этапа – гипотезы, предлагает  определить смысл данного понятия, уточняет его.

Интересной для учеников была работа над изучением следующего этапа – эксперимента. Большое внимание было уделено учителем моделированию как метода проверки гипотезы. Обширная информация о видах модели привлекла внимание учащихся. Учитель говорит о совершенно неизвестных фактах  (идеальный газ), что удивляет  учеников. Приводит примеры моделей по аналогии (обезьяны со сцеплёнными лапами – формула бензола; счётчик оборотов винта на корабле – кассовый аппарат; надутая ветром шёлковая шаль – парашют), что вызывает улыбку. Быстро усваивают  знаковые модели, найдя в кабинете как пример таблицу периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. С заинтересованностью слушают рассказ учителя о плавании Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» как иллюстрацию физической модели (вид реконструкции исторического прошлого).

 

6.    Практикум

 Кульминацией части урока, посвящённого изучению этапов и методов  научного познания, был практикум. Учитель объясняет ученикам способ изготовления листа Мёбиуса. Учащиеся  из заготовленных заранее полосок бумаги делают лист Мёбиуса. Понятно, что о данной модели  они ничего до сих пор не знали. Изготовив лист Мёбиуса, учитель предлагает им  провести прямую линию, которая начинается и заканчивается в одной и той же точке. Это доказывает невероятное – лист Мёбиуса имеет одностороннюю поверхность. Ученики изготовили модель сами, это практическая работа, которая показывает наглядно, на практике, этап научного познания. Учитель сумел удивить учеников, предлагает им искать и находить необычное  – вот эвристическая методика изучения новых знаний. И тут же вопрос: «А где на практике можно использовать принцип листа Мёбиуса?». И опять удивление учеников – на таких, казалось бы, обычных  предметах: магнитофонная лента, картофелеуборочный комбайн, шлифовальная лента. Так, учитель  вместе с учениками проходит путь учёного: от моделирования до открытия закономерности.

 

7.    Лекция с элементами беседы

Для иллюстрации следующего этапа процесса познания – теоретического объяснения результатов – учитель использует примеры из литературы, известных произведений, изучаемых в курсе средней школы. Ученики, говоря об анализе, вспомнили Собакевича и Коробочку из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя, а понятие синтеза им помог понять образ русского помещика из того же Гоголя. Кого можно сравнить в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина? Известных ученикам - Онегина и Ленского, Татьяну и Ольгу. А определение романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедию русской жизни» ученики соотносят  с обобщением. Тут же проведена работа над понятиями «индукция» и «дедукция» и ученики определяют, какие мыслительные операции относятся к дедукции, а какие – к индукции. Довольно сложный материал оказался для учеников простым и доступным благодаря методическим  приёмам учителя. Ученики не просто получили определения данных мыслительных операций, а применили их  для получения новых знаний.

Шестой этап процесса научного познания также был доступно объяснен учащимся при помощи русских народных сказок. Иван Царевич в борьбе со Змеем Горынычем «прошёл» все этапы познания. Учитель с учениками еще раз повторяют  этапы применительно к данной сказке. Так, незаметно для себя, учащиеся закрепляют  изученный материал. На доске и в тетрадях учеников сложилась логическая схема, которая может служить опорным конспектом при изучении данного вопроса.

 Учитель графически на доске показывает  учащимся процесс развития познания -  от незнания к знанию, от неполного знания к полному. С помощью окружности, круга и квадрата он демонстрирует не только увеличение знаний о предмете или явлении, но и увеличение возникающих вопросов о данном предмете по мере возрастания «площади» знания, а также усложнения этих вопросов.

Первый урок по изучению темы закончился изучением вопроса об этапах и методах научного познания.