Г.И. Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889

...Сбросила ризы с себя, и лицом повернувшись к народу
Медленно, словно заря, погрузилась в лазурную воду.
Ахнули тысячи зрителей; смолкли свирель и пектида;
В страхе упав на колени, все жрицы воскликнули громко:
«Чудо свершается, граждане! Вот она, матерь Киприда!»
Так ослепила своей олимпийской красой незнакомка...

Эти строки из стихотворения Льва Мея переносят нас в Афины, в 364 год до нашей эры, где на празднике морского бога Посейдона прекрасная гетера Фрина изображала рождение богини красоты и любви Афродиты из пены волн.

Шумный, пестрый праздник выплеснулся на огромное полотно, все словно пронизанное лучами средиземноморского солнца. Яркие пятна одежд и гирлянды цветов как будто расступаются перед красотой Фрины. Поза ее, вероятно, навеяна античной статуей: по преданию, скульптор Пракситель изваял с Фрины Афродиту. Слева – поэты, воспевающие ей хвалу, справа – народ, бросающий цветы к ногам красавицы.

О замысле своей картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генрих Семирадский писал: «Я хотел запечатлеть восторг народа-художника при виде красивейшей женщины своего времени».

Художник особо подчеркивал, что его увлекало желание изобразить сцену на залитом солнцем морском берегу. Он превосходно передает ажурные тени, скользящие по фигурам и камням переднего плана, влажную дымку, окутывающую дальний берег, и цветные рефлексы, играющие на драпировках.

Генрих Семирадский почитался некогда одним из крупнейших мастеров исторической живописи, был удостоен почетных званий ряда европейских Академий и французского Ордена Почетного Легиона. Однако работы художника подчас встречали и суровую критику: известны резко негативные отзывы о нем Ивана Крамского, который обвинял Семирадского в погоне за чисто внешними эффектами и отсутствием социального звучания.