В.Г. Перов. Дети-сироты на кладбище. 1864

С 1862 по 1865 год Василий Григорьевич Перов в качестве пенсионера Академии художеств находился в Париже. Картина «Дети-сироты на кладбище», вероятно, была создана в последний год европейского пенсионерства. Она входит в цикл парижских работ художника, раскрывающих тему бедности и одиночества («Шарманщик», «Парижские тряпичники», «Девочка с кувшином», «Савояр»).

В этой небольшого размера работе соединились многие темы и образы, которые художник в дальнейшем разовьет в своем творчестве: тема смерти, человеческого горя, детских слез. Изображая маленьких детей, одиноко стоящих возле занесенной снегом могилы на фоне низкого хмурого неба, Перов задумывается над включением пейзажа в эмоционально-выразительную образную ткань произведения.

Перед нами не только образ конкретных детей, но – обреченного на голод и бездомное скитание детства, в его реальной прозе ветхой и жалкой одежды, худобы голых ног, торчащих из ботинок, зябко жмущихся друг к другу тел, и огромных полных отчаяния глаз. Вместе с лицами перовских мальчиков и девочек, в русскую живопись врывается тема детства безотрадного, горького, страшного, такого, какое выплеснется на страницы русской литературы в детских образах Некрасова и Достоевского.