А.И. КУИНДЖИ. Ночь на Днепре. 1882

В среде передвижников сформировались в жанре пейзажа две линии в отношении к природе: лирическое восприятие особенностей национального пейзажа (А.К. Саврасов, В.Д. Поленов) и интерес к своеобразному портрету-документу родной природы, который нашел разное претворение в творчестве И.И. Шишкина и А.И. Куинджи.

Куинджи был экспериментатором. Он стремился к звучанию цвета особой интенсивности, экспериментируя с составом красок. Когда на выставке появилась его знаменитая "Лунная ночь на Днепре" (1880), то зрители заглядывали за полотно, чтобы удостовериться, нет ли там подсветки. Художник добивался иллюзии изображенного мотива совсем иным методом, чем Шишкин. Он не передавал с детальной точностью предмет изображения, а создавал эффект иллюзорности обобщенностью и декоративным упрощением художественных средств. Куинджи сопоставлял большие участки цвета на основе тоновых отношений, в результате получался эффект почти люминисцентного свечения одного цвета на фоне другого, близкого ему, но более темному по тону.

Со временем краски на холстах художника потемнели. Но и сегодня вызывает удивление мастерство Куинджи, способного написать ночь. Свет луны, его серебристые отблески на воде создают романтически-волшебную панораму, вызывая торжественное и задумчивое настроение в одно и то же время.