В.Г. Перов. Гитарист-бобыль. 1865

Лирические качества натуры художника В. Перова иногда ускользают при анализе его наследия, заслоняемые другими проблемами, но они неотделимы от его творческой личности и определяют человеческую проникновенность, эмоциональную неотразимость таких работ, как «Гитарист-бобыль».

Темы бедности и одиночества появляются у художника еще во время его пенсионерства в Париже. Там же появился у него особый тип картины – однофигурной композиции. «Гитарист-бобыль» в своей образной, пластической и композиционной структуре развивает то, что было найдено в знаменитых «Шарманщике» и «Парижских тряпичниках».

Особая пронизывающая выразительность достигается сложнейшей интеллектуально-чувственной художественной организацией, той высотой мастерства, когда кажется, что само пространство наполнено звуками, психологическими токами, ассоциирующимися с тоской и нежностью, безысходностью и покоем, когда наш взгляд поневоле немного задерживается на пальцах, перебирающих струны гитары, на скудном натюрморте, когда «проза» перовского языка переплавляется в поэзию.