Е.А.Лансере. Амазонка. 1885

В русской скульптуре второй половины 19 века особой популярностью пользовались произведения мелкой пластики, отлитые в бронзе. Развитие техники бронзового литья, появление новых технологий в области обработки металла способствовали расцвету русской художественной бронзы, которую использовали для изготовления произведений прикладного искусства, а также скульптуры малых форм. Малая интерьерная или кабинетная скульптурная пластика развивалась в традициях русского реализма и включала в круг своих тем и сюжетов сцены и типажи из русской истории и фольклора, этнографические картины из жизни русских крестьян и разных народов Российской империи. Эпизоды русской охоты, анималистика стали визитной карточкой русской художественной бронзы, делая ее узнаваемой на Всероссийских и крупных международных художественно-промышленных выставках на протяжении второй половины XIX - начала XX вв. Многообразие сюжетов и образов, прекрасное бронзовое литье, чеканка и патинирование принесли ей широкую известность и популярность как в России, так и за рубежом.

Лучшим мастером малой пластики второй половины 19 века по праву считают Евгения Александровича Лансере (1848-1886). Внук выходца из Франции, принявшего русское подданство, Лансере получил первоначальное воспитание под руководством гувернеров в доме барона Ворнезиуса, своего деда со стороны матери. Будучи учеником петербургской гимназии, он вскоре начал самостоятельно заниматься лепкой. С годами Лансере все больше и больше увлекался искусством. Поступив в Петербургский университет, юноша упорно и много продолжал работать над своим художественным образованием, самостоятельно изучал историю и теорию пластики, познакомился со многими столичными скульпторами и систематически посещал их мастерские. В 1869 году Лансере окончил университет со степенью кандидата юридических наук. Однако он не бросил занятия скульптурой. Наоборот, они стали для него главным и любимым делом. Уже в год окончания университета Лансере дебютировал на Академической выставке. За бронзовую группу "Тройка" ему присудили звание классного художника второй степени.

Бронзовая скульптура "Амазонка" была одной из последних работ Лансере, восковой оригинал был приобретен Академией художеств уже после смерти автора, позже скульптура была отлита в бронзе. Лансере обращается к изображению молодой изящной дамы, сидящей верхом на лошади - подобные сцены были весьма востребованы в то время в качестве украшений интерьеров. Автор придает работе декоративный характер, идеализируя персонажей - элегантная всадница в амазонке, изысканных пропорций лошадь, породистый охотничий пес. При этом скульптору удается внести в произведение верно подмеченные реалистические детали, наполнить скульптуру точными жестами, правдивой пластикой. Это придает скульптуре жизненность и непосредственность.

Особенно впечатляет блестяще переданная Лансере грация и пластика животных - лошади и собаки. Пристрастие к анималистическому жанру появилось у мастера еще в детстве, которое он провел в Моршанском уезде Тамбовской губернии. Уезд славился своими рысаками, выращенными в имении Новотомниково графа Воронцова-Дашкова. Лошади вызывали небывалый интерес будущего скульптора, он часами наблюдал за ними, делая зарисовки с натуры.

Работы Лансере не раз удостаивались наград на всемирных выставках. В 1872 году Академия художеств присудила ему звание классного художника первой степени, а в 1876 - почетного вольного общника Академии. Очень высоко ценил Лансере Стасов: "Он принадлежит вместе с Верещагиным, - писал о Лансере Стасов, - к одной категории, к одному и тому же отряду художников, застрельщиков настоящего искусства, того искусства, которого царство понемногу везде готовится и которое, верую и исповедую, однажды повсюду наступит, неся вместе с собою на врага же победу и одоление. Эти два столь различные художника сходятся на одном: на любви к истинной, настоящей, простой, неподкрашенной правде и на преданности тем только сюжетам, которые в самом деле существуют и видны были собственными их глазами. Наконец, у обоих художников есть еще одна черта сходства: это любовь к изображению народов, живущих вдали от городов, среди степей, полей, гор и рек, в кибитках, юртах, избах, землянках. Все у них в картинах и скульптурных группах, в рисунках и эскизах глубоко народно и правдиво. Все это - первые основы великого, настоящего, глубоко захватывающего, всем действительно нужного и близкого будущего искусства".

Справочная информация

Амазонка - дамский костюм для верховой езды. В нем ездят на лошади в специальном седле со смещенной лукой, а с XVII века - с двумя передними луками. В обычном варианте дамы сидели правым боком с левой стороны лошади. Костюм амазонки обычно состоял из камзола с небольшими фалдами, из широкой юбки с длинным шлейфом, а также шляпы-цилиндра, которая украшалась вуалью.

Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм - самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм - это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение.

Анималистический жанр - жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal - животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева