Опера "Иван Сусанин". Действие 4. Первая картина

 

Четвертое действие делится на две сцены. Оно начинается оркестровым вступлением - симфоническим антрактом,  рисующим ночной зимний пейзаж.

  Глухой лес. Ночь. Входят вооруженные крестьяне и с ними Собинин (эта сцена в  постановках оперы обычно опускается). Крестьяне (они поют хором) размышляют, каким путем идти им на поляков. Крестьян  подбадривает  Собинин. Он поет свою арию «Братцы, в метель, в неведомой глуши». К концу арии все опять воодушевлены и готовы отправиться дальше на поиски Сусанина. Собинин и крестьяне уходят. Происходит смена декораций.

Сцена представляет собой часть леса у монастыря. Вбегает Ваня. Звучит  его  большая трагическая ария «Бедный конь в поле пал» (этот  номер был сочинен композитором уже после постановки оперы на сцене и исполняется обычно вместо предыдущей сцены Собинина с крестьянами в глухом лесу). Итак, Ваня бегом добежал сюда. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто  не отвечает. Он  снова стучит и кричит, чтобы открыли ворота. Наконец, за воротами слышатся голоса. Это  проснулась боярская прислуга, Они удивлены, кто  это  к ним ломится, ведь это  не вьюга воет, не птица кричит,  не мертвец в ворота добивается. «Нет, то  горе-беда у ворот стоит. Выходить ли нам?» - колеблются они. В конце концов, Ваню  впускают. Он  рассказывает им обо  всем, что  произошло. Рассказ  Вани побуждает бояр скорее отправляться к царю. Бояре посылают Ваню вперед: «Ты, как Божий посол, впереди ступай!». Ваня не без  гордости соглашается.

 

© Александр МАЙКАПАР